Как правильно выбрать цвета для презентации. Сочетание цвета фона и шрифта На каком фоне запоминаются слова

Как правильно выбрать цвета для презентации

Выбор правильных цветов для вашей PowerPoint может быстро стать на удивление трудной задачей. Это сразу заметно, когда цветовые сочетания в не выглядят хорошо, но сложнее определить что именно сделано не правильно. Если вы не знаете, с чего начать, вот несколько вещей, чтобы иметь в виду в следующий раз, когда вы начинаете создавать . Давайте поговорим о цветах, которые лучше избегать, об уровне контрастности и цветовых сочетаниях.

Чего не следует делать

Переходный цвет - Головная боль
Переходные, или еще их называют вибрационными - это комбинации цвета, которые придают иллюзию, что они вибрируют на экране. Они не только плохо смотрятся, но они действительно могут вызвать головную боль и, как известно, даже вызвать у некоторых людей тошноту. Если вам нужно использовать яркие цвета, всегда используйте их с нейтральным фоном.

Низкая контрастность цветов
Низкая контрастность между фоном и текстом вполне может подойти, если вы разрабатываете материалы для высококачественной полиграфии или если вы будете показывать на мониторе . Если же вы будете выводить на экран с помощью проектора, помните, проектор ограничен в цветах. Поэтому цвета с небольшим отличием или низкой контрастностью могут стать невидимыми. Примеры низкой контрастности, это когда у вас голубой фон и красный шрифт - будет рябить. Или желтый фон и розовый шрифт... Я рекомендую всегда использовать высокие контрастные цвета при создании , которая будет рассматриваться на проекторе.

Черно-белый
Полиграфический дизайн может выглядеть профессионально и элегантно в черно-белом стиле, но в , черный и белый обычно выглядят скучно и как будто не было на разработку . Если же необходимо сделать в черно-белых цветах, я рекомендую добавить легкий градиент, чтобы создать немного глубины/разнообразие.

Эмоциональная сила цвета

Так же при выборе основного цвета (фона или текста), необходимо учитывать эмоции, которые вызывают цвета. Так, например, если вы презентуете салон интимных услуг, вы смело можете сделать в красных тонах, но для клуба семейного отдыха, красный в большом количестве будет совершенно неуместен. Почему? Смотрим описание цветов ниже.

  • Красный - это очень активный цвет, который ассоциируется со здоровыми амбициями, движением, решительностью. Красный выражает порыв, настойчивость, страсть, опасность, любовь.
  • Оранжевый - это тот цвет, с которым чаще всего ассоциируется и карьера. Оранжевый цвет вызывает некий задор, расположение к себе. Данный цвет ассоциируется с отвагой, задором, лидерскими качествами.
  • Желтый цвет ассоциируется с мудростью, умственной деятельностью, интеллектом, уважением и богатством.
  • Зеленый ассоциируется с жизнью, рождением и природой, поскольку он символизирует рост, развитие, процветание и благополучие. Зеленый способен расслаблять нас, улучшать зрение и сдерживать эмоции.
  • Синий чаще всего ассоциируется с честностью, откровенностью, преданностью. Синий - это миролюбивый, безмятежный и успокаивающий цвет. Однако если речь идет о темно-синем (ближе к черному), то такой цвет способен навевать печаль и депрессию.
  • Белый цвет заряжает нас энергией, гармонизирует, расширяет возможности. Белый цвет ассоциируется с правдой, откровенностью, невинностью, «божественностью».
  • Черный цвет ассоциируется со смертью, возрождением и переходным периодом. В моде данный цвет означает власть и силу, а также подчинение красоте.
  • Коричневый часто рассматривают как нейтральный цвет, не теплый, но и не холодный. Данный цвет символизирует стабильность, надежность, поддержку, реальность.
  • Фиолетовый - данный цвет ассоциируется с роскошью, элегантностью, царственностью, с другой стороны он иногда создает ощущение искусственности. Данный цвет символизирует интуицию, духовную и физическую связь, вдохновение.

Вы никогда не задумывались над тем, что каждый цвет что-то означает и вызывает у людей определенные реакции. Вы можете даже этого не замечать, но когда видите желтый, красный, синий, или любой другой цвет, то в мозгу активируются различные зоны, которые заставляют Вас определенным образом реагировать на то, что вы видите.

Очень часто «правильные» цвета используются в рекламе для достижения нужно эффекта. Если вы хотите обратить внимание потенциального покупателя, то используйте яркий красный цвет, если хотите расслабить, то синий или зеленый. Есть даже целая наука – психология цвета, которая определяет влияния тех или иных цветов и их оттенков на восприятия человеком реальности.

Рекомендуем прочитать:

В данной статье мы расскажем о том, как применять цвета в рекламе, и как сделать ее, рекламу, максимально эффективной используя игру слов, звуков и всевозможных цветовых схем.

Правильный цвет в рекламе может увеличить Ваши продажи в разы

Красный цвет в рекламе настраивает покупателя на решительные действия. Уверены, вы замечали, что красные цвета используют во время сезона скидок и распродаж, а также для того, чтоб донести покупателю какую-то срочную и очень важную информацию. Как отмечают психологи, красный цвет вызывает сильное желание совершить какое-то действие. Данный цвет лучше всех остальных привлекает к себе внимание, фиксирует его на желанном предмете.

Психология цвета утверждает, что семантика красного как бы говорит: «Не проходи мимо, обрати внимание. Действуй ради того, чтоб действовать: необдуманно, быстро, решительно, дерзко».

Красный цвет также обладает некими сексуальными флюидами, и часто используется в рекламе с эротическим характером. Также стоит использовать красный цвет в той рекламе, целевой аудиторией которой являются мужчины. Для них он всегда был знаковым. Видимо, мужской мозг особенно четко воспринимает и концентрируется на данном спектре цветов.

Но не стоит переоценивать возможности красного цвета: он будет действенный, если использовать в меру. Выделите небольшую надпись, или часть объявления, и этого будет достаточно чтоб привлечь внимание. В то же время, если красного будет много, то это способно вызвать некое отвращение, раздражение, или даже агрессию.

Оранжевый цвет в рекламе помогает покупателю получить прилив жизненных сил, настраивает на оптимизм и радость. Наши предки считали, что оранжевый цвет дает здоровье, и развивает творческие способности. Эксперты отмечают, что данный цвет лучше всего использовать в рекламе медицинских препаратов, товаров для детей, а также различных услуг, которые связаны со сферой здравоохранения.

Рекомендуем прочитать:

Психология цвета отмечает, что оранжевый придает бодрость и активность, но в тоже время оставляет человека в спокойном состоянии. В этом его характерная отличительная черта от красного цвета, который тоже придает сил, но в тоже время будоражит и возбуждает.

Желтый цвет в рекламе настраивает на общение и коммуникабельность. Психологи отмечают, что желтый очень общительный и открытый, поэтому, его лучше всего использовать в рекламе товаров схожего типа. Также он предает спокойствия и уравновешенности буйным эмоциям, утихомиривает волнение, заставляет человека чувствовать себя спокойно и комфортно. Желтый цвет ассоциируется с теплом и радостью, передавая такие же эмоции тем, кто на него смотрит. Удивительный факт: данный цвет способен «наделять» многие предметы интеллектом. Поэтому, реклама современных гаджетов выполняется в желтых цветах, или всевозможных его оттенках.

Этот цвет отлично сочетается с красным, создавая интересное слияние, привлекающее к себе на долго взгляд человека. Хорошим примером является логотип компании Shell, и вся их рекламная продукция выполнена в этих тонах.

Но не стоит забывать, что желтый цвет также используется и в совершенно иной интерпретации. Это цвет рисковых и опасных ситуаций. Он есть на машинах газовых служб и спасателей, на знаках радиации и всевозможных предупреждения об угрозах. Тракторы, бульдозеры, тяжелая рабочая техника тоже маркируется желтым цветов. Если Ваша реклама связана с чем-то таким, то смело берите за основу именно данный цвет.

Зеленый цвет в рекламе расслабляет и смягчает, снимает остроту и успокаивает человека. Зеленый ассоциируется с природой. Он очень хорош в рекламе различных натуральных продуктов питания, медикаментов, средств по уходу за кожей. Часто зеленый используется в рекламе больниц, аптек, клиник, центров здоровья и т.д.

Что еще у нас есть зеленое кроме природы? Правильно, доллары. Поэтому, данный цвет можно использовать в рекламе различных финансовых учреждений, партнерских программ, способов продаж и заработка. Помимо того, что он не навязчивый и расслабляющий, зеленый также провоцирует желание попробовать что-то новое, испытать то, чего ранее не знал. Не зря темно-зеленые цвета используют банковские компании – Приват Банк (Украина), Сбербанк (Россия), Россельхозбанк (Россия) и т.д.

Рекомендуем прочитать:

Отлично сочетается с синим и белым цветом. Именно палитра этих цветов используется в рекламах всевозможных продуктов природного происхождения.

Розовый цвет в рекламе ассоциируется с романтикой и отношениями. Именно реклама продукции данного направления должна сопровождаться розовыми цветами и его оттенками. Психология цвета отмечает, что розовый усиливает чувства, делая нас более нежными и ласковыми. Рекламный спектр, где можно использовать этот цвет, очень широкий: от салонов красоты, рекламы парфюмов и косметики, до брачных агентств и семейных центров.

Голубой цвет в рекламе тоже настраивает на чувства. Конечно, действует он не так, как розовый, и направлен больше на платонические, духовные отношения. Этот цвет ассоциируется с небом и водой, с чистотой, спокойствием, плавным движением и развитием. Очень хороший и аккуратный цвет, правильное использование которого способно принести очень много пользы.

Также голубой цвет связывают с духовным развитием. Поэтому, будет уместным его использовать в рекламе различных центров духовного развития, курсов йоги, каких-то эзотерических лекций и встреч.

Синий цвет – самый оптимальный вариант в рекламе. Во-первых, он не раздражительный. Это цвет воды, и на него можно смотреть часами. Самые посещаемые сайты в интернете (те же социальные сети), используют в основе синий цвет. Он привлекает внимание как и красный, но в отличии от второго никогда не вызовет раздражения и гнева. Очень лояльный цвет. Даже тяжело очертить конкретный сферы, где вы можете использовать синие цвета. Они идеально подойдут для рекламы товаров, которые должны ассоциироваться с надежностью и авторитетностью. Многие компании использую синий цвет в своих логотипах и корпоративных цветах. Лучше всего синий цвет и его оттенки использовать компаниям, занимающимся авиа-перевозками, аэропортам, производителям кондиционеров и вентиляторов, освежителей дыхания, минеральной воды, морским портам и туристическим фирмам.

Синий отлично сочетается с белым, и это, пожалуй, беспроигрышный вариант. Если вы хотите в своей рекламе сочетать синий и какой-то другой цвет, то нужно быть очень аккуратным, чтоб не создать отталкивающий эффект. Хорошим вариант объединения синего и красного является флаг США. Но это, как нам кажется, исключение из правил, нежели закономерность. Синий хорош сам по себе, и умелое его использование принесет множество выгод.

Рекомендуем прочитать:

Фиолетовый цвет в рекламе используется не часто, но на него нужно обратить должное внимание. Психология цвета говорит нам, что фиолетовый несет в себе внутреннюю гармонию и сосредоточенность. Он помогает углубиться в себя, абстрагировавшись от всего ненужного и тревожного для Вас в данный момент. Еще одна важная деталь – фиолетовый стимулирует те участки мозга, которые отвечают за творческий потенциал и развитие. И совершенно не случайно творческие люди выбирают за основу именно фиолетовый цвет. Опытные маркетологи советуют использовать этот цвет в рекламе товаров, где нужно подчеркнуть новизну и креативность, или же в тех случаях, когда реклама направлена на творческих людей. Достаточно несколько фиолетовых элементов, и Ваш посыл будет воспринят в правильном ключе.

Черный цвет в рекламе приходится встречать не очень часто, и этому есть вполне логическое объяснение. У всех людей с нормальной психикой, черный ассоциируется с чем-то темным, угрюмым, грустным. Он заставляет погружаться в себя, испытывать не совсем радостные чувства. Поэтому старайтесь не делать свою рекламу темную, не перенагружайте ее черными цветами. Конечно, есть всемирно известные бренды, которые используют данный цвет в своих логотипах и рекламных роликах, но это, скорее всего, исключение из правил. Да и если бренд известен на весь мир, то он может позволить себе нестандартные решения.

Рекомендуем прочитать:

Белый цвет полная противоположность черного. Он несет в себе открытость, свет, чистоту. Но не забывайте, что это полностью нейтральный цвет. Хоть он никогда и не вызовет раздражения или негативных эмоций, но и нужный посыл при помощи белого будет донести очень тяжело. Как правило, на белом фоне изображают надписи, рисунки, которые направлены на обычное ознакомление, без дальнейших активных действий. Используя белый цвет в рекламе, вы не сможете акцентировать внимание на чем-то конкретном, расставить правильно приоритеты. Хотя в сочетании с красным, белый дает отличный эффект и невероятный результат. Многие надписи о скидках, акциях и распродажах делаются именно на белом фоне красными буквами, либо наоборот.

Вот, пожалуй, и все, что мы хотели рассказать. Теперь вы больше знаете про психологию цвета, и можете правильно использовать нужные оттенки в своей рекламе. Всегда экспериментируйте, сочетайте цвета, ищите оптимальные решения, и следите за реакциями людей. Удачи!

Яркие цвета привлекают покупателей

Как привлечь покупателей с помощью цвета?

Цветовая гамма , в которой оформлен магазин, оказывает сильное влияние на посетителя в процессе выбора товара и совершения покупки. Каждый цвет подает подсознанию клиента условный сигнал и пробуждает в ответ определенную эмоцию. Предлагаем ознакомиться с основными законами психологии цвета.

Статистика показывает, что восприятие ухудшается в следующей последовательности:

  • черные буквы на желтом фоне
  • черные буквы на белом фоне
  • желтые буквы на черном фоне
  • белые буквы на черном фоне
  • синие буквы на белом фоне
  • белые буквы на синем фоне
  • синие буквы на желтом фоне
  • желтые буквы на синем фоне
  • зеленые буквы на белом фоне
  • белые буквы на зеленом фоне
  • коричневые буквы на белом фоне
  • белые буквы на коричневом фоне
  • коричневые буквы на желтом фоне
  • желтые буквы на коричневом фоне
  • красные буквы на белом фоне
  • белые буквы на красном фоне
  • красные буквы на желтом фоне
  • желтые буквы на красном фоне

Но воздействие рекламных носителей как раз наоборот, именно поэтому красный цвет обычно используют для выделения ценников со скидками и акциями . Чаше всего для этого применяют красный фон и желтый либо белый текст.

А для оформления магазина применяют не столь вызывающие сочетания.

Под воздействием теплых цветов (оттенков красного, желтого и оранжевого) покупатели обычно чувствуют прилив энергии, эти оттенки стимулируют психику. Поэтому специалисты рекомендуют использовать их для «разогрева» посетителей магазина.

Холодный спектр цветовой гаммы (оттенки синего, голубого и фиолетового), наоборот, снижает активность нервной системы . Под их влиянием клиенты магазина чувствуют себя более расслаблено и спокойно.

Теплая гамма: покупайте, не задумываясь!

Самым сильным в теплой гамме является, конечно, красный цвет . Красный способен активизировать все функции организма: под его влиянием ускоряется дыхание, напрягаются мышцы, и учащается сердцебиение. Правильно расставленные акценты на красном цвете в интерьере магазина могут увеличить количество импульсных покупок.

Скидочные акции


Однако с красным цветом следует быть осторожнее и использовать его именно в качестве акцентов, а не основного фона. Переусердствовав с красным, можно сделать покупателей чрезмерно нетерпеливыми, взволнованными и заставить быстро уйти, так и не сделав покупки.

Прилив энергии вызывает и оранжевый цвет , но его переизбыток в пространстве раздражает, поэтому, как и красный, он гармоничен лишь в виде цвета-акцента.

Пастельные оттенки оранжевой гаммы вызывают ассоциации с красотой и золотистым загаром. Их часто используют в оформлении торговых залов с товарами для женщин.

Желтый цвет сильнее других привлекает внимание , поэтому идеально подходит для оформления различных акций и специальных предложений .

Маркетологи отметили, что в сочетании с красным желтый ассоциируется у покупателей с доступными ценами . Поэтому такое цветовое решение очень часто используется в магазинах-дискаунтерах.

Холодная гамма: получайте удовольствие от спокойного выбора

Холодные цвета и их оттенки отлично справляются с созданием в магазине расслабляющей и спокойной атмосферы.
Под влиянием синего, голубого, фиолетового покупатели больше времени тратят на изучение витрин и выбор, меньше беспокоятся о возможных расходах. Холодная гамма цветов наиболее уместна в дорогих магазинах или тех, в которых часто возникают очереди.

Голубой цвет ассоциируется с постоянством и вызывает обычно ощущение благополучия . Он помогает хорошему усвоению информации и способствует доверительному общению, поэтому более всего подходит для оформления магазинов элитных товаров, покупка которых происходит после взвешивания всех за и против.

Человек обладает способностью видеть окружающий мир во всем многообразии цветов и оттенков. Он может любоваться закатом, изумрудной зеленью, бездонным синим небом и другими красотами природы. О восприятии цвета и его воздействии на психику и физическое состояние человека пойдет речь в этой статье.

Что такое цвет

Цветом называют субъективное восприятие мозгом человека видимого света, отличий в его спектральной структуре, ощущаемых глазом. У людей способность различать цвета развита лучше, чем у остальных млекопитающих.

Свет воздействует на фоточувствительные рецепторы глазной сетчатки, а те потом вырабатывают сигнал, передаваемый в мозг. Получается, что восприятие цвета формируется сложным образом в цепочке: глаз (нейронные сети сетчатки и экстерорецепторы) - зрительные образы головного мозга.

Таким образом, цвет - это интерпретация окружающего мира в сознании человека, возникающая в результате обработки сигналов, поступающих от светочувствительных клеток глаза - колбочек и палочек. При этом первые отвечают за восприятие цвета, а вторые - за остроту сумеречного зрения.

"Цветовые расстройства"

Глаз реагирует на три первичных тона: синий, зеленый и красный. А мозг воспринимает цвета как комбинацию этих трех основных красок. Если сетчатка теряет способность различать какой-либо цвет, то и человек утрачивает ее. Например, бывают люди, которые не в состоянии отличить от красного. У 7% мужчин и 0,5% женщин встречаются такие особенности. Крайне редко люди вообще не видят красок вокруг, это значит, что рецепторные клетки в их сетчатке не функционируют. Некоторые страдают слабым сумеречным зрением - это значит, что у них слабочувствительные палочки. Такие проблемы возникают по разным причинам: вследствие дефицита витамина А или наследственных факторов. Однако человек может приспособиться к "цветовым расстройствам", поэтому без специального обследования их почти невозможно обнаружить. Люди с нормальным зрением в состоянии различить до тысячи оттенков. Восприятие цвета человеком меняется в зависимости от условий окружающего мира. Один и тот же тон выглядит по-разному при свете свечей или при солнечном освещении. Но человеческое зрение быстро адаптируется к этим изменениям и идентифицирует знакомый цвет.

Восприятие формы

Познавая природу, человек все время открывал для себя новые принципы устройства мира - симметрию, ритм, контраст, пропорции. Этими впечатлениями он руководствовался, преобразуя окружающую среду, создавая свой собственный уникальный мир. В дальнейшем объекты действительности породили в сознании человека стабильные образы, сопровождаемые четкими эмоциями. Восприятие формы, величины, цвета связаны у индивида с символическими ассоциативными значениями геометрических фигур и линий. Например, при отсутствии членений, вертикаль воспринимается человеком как нечто бесконечное, несоизмеримое, устремленное ввысь, легкое. Утолщение в нижней части или горизонтальное основание делает ее в глазах индивида более устойчивой. А вот диагональ символизирует движение и динамику. Получается, что композиция, основывающаяся на четких вертикалях и горизонталях, тяготеет к торжественности, статичности, устойчивости, а изображение, базирующееся на диагоналях - к изменчивости, нестабильности и движению.

Двоякое воздействие

Общепризнанным является факт, что восприятие цвета сопровождается сильнейшим эмоциональным воздействием. Эта проблема подробно изучалась живописцами. В. В. Кандинский отмечал, что цвет двояко влияет на человека. Сначала индивид испытывает физическое воздействие, когда глаз либо очарован цветом, либо раздражен им. Это впечатление мимолетно, если речь идет о привычных предметах. Однако в необычном контексте (картине художника, например) цвет может вызвать сильнейшее эмоциональное переживание. В этом случае можно говорить о втором виде влияния цвета на индивида.

Физическое воздействие цвета

Многочисленные эксперименты психологов и физиологов подтверждают способность цвета влиять на физическое состояние человека. Доктор Подольский описывал зрительное восприятие цвета человеком следующим образом.

  • Голубой цвет - обладает антисептическим эффектом. На него полезно смотреть при нагноениях и воспалениях. Чувствительному индивиду помогает лучше, чем зеленый. Но «передозировка» этого цвета вызывает некоторую угнетенность и усталость.
  • Зеленый цвет - гипнотический и болеутоляющий. Он положительно воздействует на нервную систему, снимает раздражительность, усталость и бессонницу, а также поднимает тонус и крови.
  • Желтый цвет - стимулирует мозг, поэтому помогает при умственной недостаточности.
  • Оранжевый цвет - оказывает возбуждающее действие и ускоряет пульс, не поднимая при этом кровяное давление. Он улучшает жизненный тонус, но со временем может утомить.
  • Фиолетовый цвет - воздействует на легкие, сердце и увеличивает выносливость тканей организма.
  • Красный цвет - оказывает согревающее действие. Он стимулирует деятельность мозга, устраняет меланхолию, но в больших дозах раздражает.

Виды цвета

По-разному можно классифицировать влияние цвета на восприятие. Существует теория, согласно которой, все тона можно разделить на стимулирующие (теплые), дезинтегрирующие (холодные), пастельные, статичные, глухие, теплые темные и холодные темные.

Стимулирующие (теплые) цвета способствуют возбуждению и действуют как раздражители:

  • красный - жизнеутверждающий, волевой;
  • оранжевый - уютный, теплый;
  • желтый - лучезарный, контактирующий.

Дезинтегрирующие (холодные) тона приглушают возбуждение:

  • фиолетовый - тяжелый, углубленный;
  • синий - подчеркивающий дистанцию;
  • светло-синий - направляющий, уводящий в пространство;
  • сине-зеленый - изменчивый, подчеркивающий движение.

Приглушают воздействие чистых цветов:

  • розовый - таинственный и нежный;
  • лиловый - изолированный и замкнутый;
  • пастельно-зеленый - мягкий, ласковый;
  • серо-голубой - сдержанный.

Статичные цвета могут уравновесить и отвлечь от возбуждающих красок:

  • чисто-зеленый - освежающий, требовательный;
  • оливковый - смягчающий, успокаивающий;
  • желто-зеленый - раскрепощающий, обновляющий;
  • пурпурный - претенциозный, изысканный.

Глухие тона способствуют концентрации (черный); не вызывают возбуждения (серый); гасят раздражение (белый).

Теплые темные цвета (коричневые) вызывают вялость, инертность:

  • охра - смягчает рост возбуждения;
  • землисто-коричневый - стабилизирует;
  • темно-коричневый - снижает возбудимость.

Темные холодные тона подавляют и изолируют раздражение.

Цвет и личность

Восприятие цвета во многом зависит и от личностных характеристик человека. Этот факт доказал в своих работах об индивидуальном восприятии цветовых композиций немецкий психолог М. Люшер. Согласно его теории, пребывающий в различном эмоциональном и умственном состоянии индивид может по-разному отреагировать на один и тот же цвет. При этом особенности восприятия цвета зависят от степени развития личности. Но даже при слабой душевной восприимчивости краски окружающей действительности воспринимается неоднозначно. Теплые и светлые тона притягивают глаз больше, чем темные. И в то же время ясные, но ядовитые цвета вызывают беспокойство, и зрение человека невольно ищет холодный зеленый или синий оттенок, чтобы отдохнуть.

Цвет в рекламе

В рекламном обращении выбор цвета не может зависеть только от вкуса дизайнера. Ведь яркие тона могут как привлечь внимание потенциального клиента, так и затруднить получение необходимой информации. Поэтому восприятие формы и цвета индивида должно обязательно учитываться при создании рекламы. Решения могут быть самыми неожиданными: например, на пестром фоне ярких картинок непроизвольное внимание человека скорее привлечет строгое черно-белое объявление, а не красочная надпись.

Дети и цвета

Восприятие цвета детьми складывается постепенно. Сначала они различают только теплые тона: красный, оранжевый и желтый. Затем развитие психических реакций приводит к тому, что ребенок начинает воспринимать голубой, фиолетовый, синий и зеленый цвета. И только с возрастом малышу становится доступно все многообразие цветовых тонов и оттенков. В три года ребятишки, как правило, называют два-три цвета, а узнают около пяти. Причем некоторые дети с трудом различают основные тона даже в четырехлетнем возрасте. Они слабо дифференцируют цвета, с трудом запоминают их названия, заменяют промежуточные оттенки спектра основными и так далее. Для того чтобы ребенок научился адекватно воспринимать окружающий мир, нужно учить его правильно различать цвета.

Развитие восприятия цвета

С самого раннего возраста нужно учить цветовосприятию. Малыш от природы очень любознателен и нуждается в разнообразной информации, но вводить ее нужно постепенно, чтобы не раздражать чувствительную психику ребенка. В раннем возрасте дети обычно связывают цвет с образом какого-нибудь предмета. Например, зеленый - елочка, желтый - цыпленок, синий - небо и так далее. Воспитателю нужно воспользоваться этим моментом и развивать цветовосприятие, используя естественные формы.

Цвет, в отличие от размера и формы, можно только увидеть. Поэтому при определении тона большая роль отводится сопоставлению путем наложения. Если два цвета поместить рядом, каждый ребенок поймет, одинаковые они или разные. При этом ему еще не нужно знать название окраски, достаточно уметь выполнять задания типа «Посади каждую бабочку на цветок такого же цвета». После того как ребенок научится зрительно различать и сопоставлять цвета, имеет смысл приступать к выбору по образцу, то есть к действительному развитию цветовосприятия. Для этого можно использовать книгу Г. С. Швайко под названием «Игры и игровые упражнения для развития речи». Знакомство с красками окружающего мира помогает ребятишкам тоньше и полнее чувствовать действительность, развивает мышление, наблюдательность, обогащает речь.

Визуальный цвет

Интереснейший эксперимент над собой поставил один житель Британии - Нил Харбиссон. Он с детства не умел различать цвета. Врачи нашли у него редчайший дефект зрения - ахроматопсию. Парень видел окружающую действительность словно в черно-белом кино и считал себя социально отрезанным человеком. Однажды Нил согласился на эксперимент и позволил вживить себе в голову специальный кибернетический инструмент, который позволяет ему видеть мир во всем его красочном многообразии. Оказывается, восприятие глазом цвета вовсе не обязательно. В затылок Нила имплантировали чип и антенну с датчиком, которые улавливают вибрацию и преобразуют ее в звук. При этом каждой ноте соответствует определенный цвет: фа - красный, ля - зеленый, до - синий и так далее. Теперь для Харбиссона визит в супермаркет сродни посещению ночного клуба, а картинная галерея напоминает ему поход в филармонию. Технология подарила Нилу доселе невиданное в природе ощущение: визуальный звук. Мужчина ставит интересные эксперименты со своим новым чувством, например, подходит вплотную к разным людям, изучает их лица и сочиняет музыку портретов.

Заключение

О восприятии цвета можно говорить бесконечно. Эксперимент с Нилом Харбиссоном, например, говорит о том, что психика человека очень пластична и может приспособиться к самым необычным условиям. Кроме того, очевидно, что в людях заложено стремление к прекрасному, выражающееся во внутренней потребности видеть мир цветным, а не монохромным. Зрение - уникальный и хрупкий инструмент, изучение которого займет еще немало времени. Узнать о нем как можно больше будет полезно каждому.

Цвета которые хорошо запоминаются

Разумеется, каждый, кто сталкивался с понятием «коррекция по цифрам», встречал и термин «памятные цвета». Первое, что приходит в голову - это мысль о неких таблицах, где будет написано, какие значения CMYK надо задать для тех или иных цветов, чтобы все было правильно. На самом деле, таких таблиц, насколько я знаю, не существует. В самом деле, важны ведь не количества конкретных красок, а их соотношения, которые тоже могут варьироваться, но в неких разумных пределах. Поэтому необходимо представлять себе обычные соотношения красок в более или менее привычных глазу цветах и обзавестись здравым смыслом и определенной наблюдательностью. Ну что, попробуем разобраться?

Логично предположить, что вероятнее всего зритель сразу заметит оттенок в нейтральных цветах. Вот с них и начнем. Как знает любой человек, сталкивавшийся с полиграфией, голубая краска самая слабая, следовательно, в нейтральных цветах её должно быть несколько больше чем желтой и мадженты (черная нейтральна по определению). Насколько больше? Маргулис предлагает следующее: в светах - на 2-3 пункта больше, в средних тонах - 6-7 пунктов, в тенях - 9-10 пунктов. Возможно, кто-то предложит несколько другие цифры, важно только то, что они не будут слишком сильно отличатся от этих. Где мы можем предполагать наличие нейтральных цветов? Вот здесь то нам и потребуется здравый смысл. Наверное, это могут быть блестящие металлические поверхности, камень, белые ткани, фарфор, и многое другое, что мы привыкли воспринимать в обыденной жизни, как предметы нейтрального цвета. Вот у нас и появилась опора, чтобы поймать нежелательный оттенок.

Следующий «памятный» цвет, который принято считать очень важным, это телесный. Здравый смысл подсказывает, что вариантов здесь достаточно много. Ведь совсем не обязательно, что у всех людей тот же оттенок кожи, что у Бритни Спирс, на два часа забытой в солярии! С другой стороны, все тот же здравый смысл нашептывает, что если в лице мадженты больше или столько же, сколько желтого, а количество этих красок достаточно велико, то мы получим красный цвет. Можно вспомнить людей с красными лицами, например это предыдущий президент США, страдавший кожным заболеванием, или наш предыдущий президент, после неурочного «отдыха» в самолете. Но это исключения. Как правило, желтого будет несколько больше чем мадженты (для смуглых людей на одну треть). Для людей, живущих на севере, актуальным будет почти равное соотношение желтого и мадженты. Циана должно быть от одной пятой до одной трети доли пурпурного. Помня о том, что в большинстве своем, мы живем не в Майами, и не склонны ночевать под лампами солярия, можем смело предполагать не слишком большое содержание голубой краски в телесных цветах. Черной краски, как правило, в лицах быть не должно, если речь идет не о представителях негроидной расы и мулатах.

Еще одним цветом, который считается «памятным», окажется цвет природной зелени. Хотя, положа руку на сердце, нельзя сказать, что большинство из нас видит природу достаточно часто. Ну да что там! Разберемся и с ним. В природных оттенках зелени соотношение желтого и циана будет почти всегда в пользу желтого. Соответственно, циана будет от 50% желтого и более. И, разумеется, мадженты всегда будет меньше, чем циана.

Памятные оттенки синего цвета, конечно чаше всего можно увидеть на фотографиях, где видно небо. Помня о слабости голубой краски, делаем вывод, что содержание циана в изображении небес, всегда должно быть больше, чем мадженты. Иначе наше небо получится фиолетовым. Значительное, по отношению к циану, содержание желтого, приводит к появлению зеленоватого оттенка. И если мы корректируем не иллюстрацию к буклету о южных морях, можно быть уверенным, что этот оттенок лишний.

Можно вспомнить еще десятки и сотни случаев, когда в отношении того, или иного цвета мы можем с уверенностью сказать, каким он может быть, а каким не может быть ни в коем случае. Эти-то цвета и окажутся «памятными». Таким образом, глядя на конкретное изображение, нужно искать конкретные цвета, в отношении которых мы можем более или менее достоверные предположения. Столкнувшись, например, с фотографией шторма на море, можно подумать о цветах барашков на волнах, руководствуясь общим освещением: если мы видим, что перед нами не море на закате, то они могут иметь желтоватый оттенок (вода-то не дистиллированная), но вряд ли они будут красноватыми. Если же, напротив, перед нами все признаки заката, то почти наверняка, наши барашки начнут приобретать розоватый (следовательно, появится маджента) оттенок.

Итак, почти любой цвет может оказаться памятным. Единственное, что нам действительно придется держать в голове, это понимание того, как влияют на конечный цвет отдельные краски. Равное сочетание желтого и мадженты даст все оттенки ярко красного (цвет пожарной машины, по определению Маргулиса). Если мадженты будет немного меньше чем желтого, мы получим алый оттенок красного. Далее, по мере уменьшения количества мадженты, цвет станет оранжевым и т.д. Избыток мадженты сделает цвет малиновым и более холодным. Аналогично можно представить себе влияние остальных красок триады.

Теперь пару слов о преимуществах и недостатках «числового» подхода. Начнем, конечно, с преимуществ. Такой подход позволяет производить эффективную коррекцию даже на некалиброванном мониторе. Яркость и контраст, тем не менее, нужно выставить правильно, но для этого можно обойтись и программными средствами. Общеизвестно, что многие фирмы с удовольствием принимают дальтоников на должности цветокорректоров и операторов сканирования. Это яркий пример того, что числовой метод не только правомерен, но иногда и предпочтителен. Думаю, этот факт оценят многие из тех, кто сталкивался с проблемой калибровки и настроек цветопередачи.

А теперь о недостатках. Неверно определив «памятный» цвет, мы рискуем попасть впросак и узнать об этом только тогда, когда исправлять что-либо будет слишком поздно. Маргулис в качестве примера приводит неудачную коррекцию, выполненную дальтоником, который ошибочно принял светло-желтую этикетку на бутылке за белую и, таким образом, в результате получил заметный синий оттенок в светах. Мне тоже случалось оказываться в подобной ситуации. Я корректировал фотографию белого кота, сделанную цифровой камерой со вспышкой. Животное было ярко-голубого цвета, детали в красном и зеленом канале практически отсутствовали, а синий канал был к тому же ужасно зашумлен. В результате титанических усилий, с применением всех рекомендаций Маргулиса, всех цветовых пространств, ругани, смешения каналов и магических заклинаний, мне удалось добиться очень неплохих результатов в смысле резкости, контраста и проработки деталей. Но, взглянув в итоге на реального кота и сравнив его с результатами своей работы, принялся кусать локти: мой кот получился абсолютно непохожим на оригинал. Разумеется, ошибка оказалась до смешного тривиальной: неверное определение точки белого. Приняв, чисто механически, самое светлое место на физиономии животного за точку белого я сделал кота белым. А именно это никак не согласуется ни с реальностью ни, следовательно, со здравым смыслом. Вы когда-нибудь видели животное с абсолютно белой шерстью? Лично я нет. У моего кота в шерсть имела едва заметный желтовато-кремовый оттенок. И если у настоящего кота тени были теплыми, то у моего нейтральными, и кое-где - холодноватыми. В моем случае это могло расстроить только хозяйку кота, безумно в него влюбленную, но могло быть гораздо хуже, окажись она заказчиком.