Блог дмитрия евтифеева. Фотосессия в стиле нью, фотосъемка New Что такое в стиле ню

(кит. князь волов) - в китайской мифологии бог - покровитель волови коров. Его изображения вешали у скотного двора.

Нюгандать – Словарь Даля

олон. нюгайдать арх.-кем. с карельск. мямлить, тихо или вяло говорить; | гнусить, гугнявить. Нюганда об. нюгандун м. мямля; гугня, гугнявый.

Нюгорсволл –

(Nygaardsvold) Юхан (1879-1952) - премьер-министр Норвегии в1935-45 (в 1940-45 в эмиграции в Лондоне), лидер Норвежской рабочей партии.

Нюдургуны – Словарь Даля

м. мн. (надергивать? или с монгольск.?) забайкальск. рукавные отвороты.

Нюй-ва – Большой Энциклопедический Словарь

в китайской мифологии женское божество с телом змеи, сотворившеелюдей из глины. Супруга Фу-си. Изображается часто вместе с Фу-си, спереплетенными змеиными хвостами.

Нюк – Словарь Даля

м. арх. верхняя покрышка самоедского чума, из оленьих шкур, шерстью наружу.

Нюкжа – Большой Энциклопедический Словарь

река в Забайкалье, правый приток Олекмы. 583 км, площадь бассейна32,1 тыс. км2. Средний расход воды ок. 310 м3/с.

Нюкс – Большой Энциклопедический Словарь

См. Никта.

Нюкта – Большой Энциклопедический Словарь

См. Никта.

Нюни – Словарь Даля

ж. мн. брылы, брыле, губы: обвислые, слюнявые губы; слюна, текущая по губам. развесить, сидеть разинув рот, вяло, лениво; распустить нюни то же; | разрюмиться, плакать или реветь по ребячьи. повесить, задуматься, заскучать, пригорюниться, повесить нос. ть, реветь, рюмить, плакать распустя нюни; хныкать, хнюкать сиб. Нюня об. хнюня сиб., плакса, рева, плаксивый ребенок; | вялый разиня, тупой ротозей. Нюнька тамб. растенье Sparganium, ежевник, кардовник. | Манная трава, водяной пырей, Festica fluitans, коей семя дает вкусную крупу, травную манну.

Нюнка Владас Юозович – Философский словарь

(1907-1983) - сов. ученый, академик АН Литовской ССР. Автор ряда книг, брошюр и статей, посвященных критике совр. клерикализма, идеологии и политики католицизма. Осн. работы: «Национально-освободительное движение и религия» (1972); «Современный Ватикан» (1980).

Нюня – Толковый словарь Ожегова

Тор же, что плакса

Нюра – Словарь Даля

ж. олон. с корельс. подводная мель. Нюрики м. ми. арх. летняя кожаная обувь, поршни.

Нюрнберг – Большой Энциклопедический Словарь

(Nurnberg) - город в Германии, земля Бавария, на р. Пегниц иканале Майн - Дунай. 497 тыс. жителей (1992). Электротехническая,станкостроительная промышленность, точная механика, цветная металлургия,деревообрабатывающая, полиграфическая, легкая, пищевая промышленность;производство игрушек, карандашей. Метрополитен. Германский национальныймузей. Городское художественное собрание, музеи ремесла, игрушек,Дом-музей немецкого художника А. Дюрера (род. в е). Упоминается ссер. 11 в. В средние века (с 1219) вольный имперский город. Замок (начат в11 в.), позднеготические церкви (13-15 вв.), ратуша (14-17 вв.). В 1945-46в е происходил судебный процесс над главными военнымипреступниками.

Нюрнбергские Законы О Гражданстве И Расе – Исторический словарь

(Законы гетто), принятые рейхстагом 15 сентября 1935 два закона, определявшие статус евреев в Третьем рейхе с целью ограничения их прав в политической и общественной жизни Германии. Первый из них, касавшийся гражданства в рейхе, вводил различие между "гражданами рейха" и "принадлежащими к государству". Граждане рейха должны были документально подтвердить, что в их жилах течет немецкая кровь, ибо только они могли пользоваться политическими правами в том объеме, в котором эти права существовали в Третьем рейхе. Второй закон об "охране немецкой крови и немецкой чести" запрещал браки между евреями и немцами, а также внебрачные сексуальные отношения между ними. На пути к власти Гитлер постоянно раздувал злобную антисемитскую кампанию (см. Антисемитизм), не брезгуя никакими методами, старался подогревать ненависть немцев по отношению к евреям. Сторонники Гитлера совершали нападения на евреев, избивали, унижали их, заставляя мыть улицы, пикетировали или закрывали еврейские предприятия, объявляли евреев жуликами, спекулянтами и предателями. После того как сведения о нацистской жестокости по отношению к евреям были опубликованы за границей, на немецкие товары во многих странах было наложено эмбарго. В результате в Германии вспыхнула новая волна антисемитизма: закрывались принадлежавшие евреям магазины, еврейские врачи и юристы увольнялись с работы, студенты-евреи изгонялись из университетов. Постепенно их исключили из всех сфер жизни. "Еврей может говорить только по-еврейски, - заявлял Гитлер. - Когда он пишет по-немецки - он лжет". Нюрнбергские законы положили начало различным исполнительным распоряжениям, которые с садистской мелочностью "регулировали", а на самом деле затрудняли условия жизни еврейского населения Германии.

Нюрнбергские Партийные Съезды – Исторический словарь

Ежегодные помпезные пропагандистские мероприятия, проводимые НСДАП в 1933 - 38 в Нюрнберге в целях демонстрации "общенационального единства" в рейхе. Им давались различные названия: "Съезд победы" (1933), "Съезд рейха" (1934), "Съезд свободы" (1935), "Съезд чести" (1936), "Съезд труда" (1937), "Съезд Великой Германии" (1938). Запланированный на 1939 съезд, названный по иронии судьбы "Съездом мира" не состоялся ввиду нападения Германии на Польшу и начала 2-й мировой войны.

Нюрнбергский Процесс – Юридический словарь

Судебный процесс над главными нацистскими военными преступниками, состоявшийся 20 ноября 1945 г. - 1 октября 1946 г. в Нюрнберге. Перед Международным военным трибуналом предстали 24 нацистских руководителя. Подсудимым было предъявлено обвинение в планировании, подготовке, развязывании или ведении агрессивной войны с целью установить мировое господство германского империализма, т. е. в преступлениях против мира; в убийствах и истязаниях военнопленных и мирных жителей оккупированных стран, угоне гражданского населения в Германию для принудительных работ, убийствах заложников, разграблении общественной и частной собственности, бесцельном разрушении городов и деревень, разорении, не оправданном военной необходимостью, т. е. в военных преступлениях; в истреблении, порабощении, ссылках и других жестокостях, совершенных в отношении гражданского населения по политическим, расовым или религиозным мотивам, т. е. в преступлениях против человечности.

Нюрнбергский Процесс – Большой Энциклопедический Словарь

судебный процесс в Нюрнберге (Германия) в 1945-46над главными нацистскими преступниками, который проводился в соответствиис соглашением между правительствами СССР, США, Великобритании и Франции иуставом Международного военного трибунала. На скамье подсудимых оказаласьпочти вся правящая верхушка нацистской Германии - ведущие нацистскиеполитики, промышленники, военачальники, дипломаты, идеологи, которымвменялись в вину преступления, совершенные гитлеровским режимом. Трибуналунадлежало рассмотреть вопрос о признании организаций гитлеровского режима- руководящего состава нацистской партии, СС, СА (штурмовые отряды),гестапо и др. - преступными. В основу обвинительного заключения былаположена концепция общего плана или заговора, составленного подсудимыми вцелях достижения мирового господства путем совершения преступлений противмира, военных преступлений или преступлений против человечества. Средизащитников были видные адвокаты Германии. Ни один из подсудимых не призналсебя виновным. В ходе Нюрнбергского процесса было проведено 403 открытыхзаседания трибунала. Обвинение основывалось в основном на германскихдокументах. Обвиняемые и их адвокаты стремились доказать юридическуюнесостоятельность Устава Трибунала, взваливали всю ответственность засовершенные преступления на Гитлера, СС и гестапо, выдвигали встречныеобвинения в адрес стран-учредителей Трибунала. Заключительные речи главныхобвинителей строились на общих принципах. В конце сентября - началеоктября 1946 трибунал огласил приговор, в котором были проанализированыпринципы международного права, аргументы сторон, дана картина преступнойдеятельности целого государства на протяжении более чем 12 лет егосуществования. Трибунал приговорил Г. Геринга, И. Риббентропа, В. Кейтеля,Э. Кальтенбруннера, А. Розенберга, Г. Франка, В. Фрика, Ю. Штрейхера, Ф.Заукеля, А. Иодля, А. Зейсс-Инкварта и М. Бормана (заочно) - к смертнойказни через повешение; Р. Гесса, В. Функа и Э. Редера - к пожизненномузаключению, В. Шираха и А. Шпеера - к 20 годам, К. Нейрата - к 15 годам,К. Деница - к 10 годам тюремного заключения; Г. Фриче, Ф. Папен и Г. Шахтбыли оправданы. Трибунал объявил преступными организации СС, СД, гестапо,руководящий состав национал-социалистической партии (НДСАП), но не призналтаковыми СА, германское правительство, генштаб и верховное командованиевермахта. Член трибунала от СССР Р. А. Руденко заявил в ""особом мнении"" онесогласии с оправданием трех подсудимых, высказался за смертную казнь вотношении Р. Гесса. После отклонения Контрольным Советом по Германииходатайств осужденных о помиловании приговоренные к смертной казни были вночь на 16 октября 1946 повешены в Нюрнбергской тюрьме (Г. Геринг покончилжизнь самоубийством). явился адекватным ответом нанебывалые в мировой истории злодеяния фашистов и милитаристов, стал важнойвехой в развитии международного права. Суд довершил военный разгромгитлеризма разгромом моральным и юридическим, создал преграду длявозрождения фашизма в будущем. Впервые к уголовной ответственности былипривлечены официальные лица, ответственные за планирование, подготовку иразвязывание агрессивных войн. Впервые было признано, что положение главыгосударства, ведомства или армии, а также исполнение распоряженийправительства или преступного приказа не освобождают от уголовнойответственности. Нюрнбергские принципы, поддержанные ГенеральнойАссамблеей ООН как общепризнанные нормы международного права, вошли всознание большинства людей. Они служат основанием для отказа выполнятьпреступный приказ, предупреждают о грядущей ответственности техруководителей государств, которые совершают преступления противчеловечества.

Нюрнбергский Процесс – Большой Энциклопедический Словарь

судебный процесс над главными нацистскими военнымипреступниками. Проводился в г. Нюрнберг 20.11.1945-1.10.1946 вМеждународном военном трибунале. К ответственности были привлечены высшиевоенные и государственные деятели фашистской Германии, в т. ч. Г. Геринг,В. Кейтель, Э. Кальтенбруннер, А. Йодль, А. Шпеер, Я. Шахт, Г. Крупп; 12человек приговорены к смертной казни, 7 - к длительным срокам или кпожизненному тюремному заключению. Были признаны преступными: руководящийсостав Национал-социалистской партии и охранные (СС) отряды этой партии,служба безопасности (СД), государственная тайная полиция (гестапо). разоблачил сущность германского фашизма, его планыуничтожения целых государств и народов, опасность фашизма для всегочеловечества. На Нюрнбергском процессе впервые в истории агрессия былапризнана тягчайшим преступлением против человечества.

Нюрнбергский Процесс – Исторический словарь

судебный процесс над главными нацистскими военными преступниками в Нюрнберге (Германия) 20.11.1945-1.10.1946 в Международном военном трибунале с участием представителей СССР, США, Великобритании, других стран антигитлеровской коалиции. Среди подсудимых Г. Геринг, В. Кейтель, Э. Кальтенбруннер, А. Йодль, А. Шнеер, Я. Шахт, Г. Крупп. 12 человек приговорены к смертной казни, 7 - к длительным срокам или к пожизненному тюремному заключению. Н. п. разоблачил сущность германского фашизма, его планы уничтожения целых государств и народов, опасность фашизма для всего человечества. На Н. п. впервые в истории агрессия была признана тягчайшим преступлением против человечества.

Нюрнбергский Процесс – Исторический словарь

Суд над главными нацистскими военными преступниками в г. Нюрнберг 20.11.1945-1.10.1946 гг. в Международном военном трибунале. К ответственности были привлечены высшие военные и государственные деятели Третьего Рейха, в том числе Г. Геринг, В. Кейтель, Э. Кальтенбруннер, А. Йодль, А. Шпеер, Г. Шахт, Г. Крупп и др. 12 человек приговорены к смертной казни, 7 - к длительным срокам или к пожизненному заключению. Признаны преступными: руководящий состав НСДАП и охранные отряды СС этой партии, служба безопасности СД, государственная тайная полиция гестапо. Впервые в мире агрессия признана тягчайшим преступлением против человечества.

Нюрнбергский Процесс – Исторический словарь

Судебный процесс над группой главных нацистских преступников, проходивший в Нюрнберге (Германия) с 20.11.1945 гг. по 1.10.1946 гг. в Международном военном трибунале. В результате 12 преступников были приговорены к смертной казни. Это был первый международный судебный процесс, наказавший военных преступников и признавший агрессию тягчайшим преступлением против человечества.

Нюрнбергский Процесс – Исторический словарь

Судебный процесс над главными фашистскими военными преступниками. Состоялся в городе Нюрнберг (Германия) 20 ноября 1945 г.- 1 октября 1946 г. К ответственности были привлечены высшие военные и государственные деятели немецко-фашистского режима. На процессе были признаны преступниками: руководящий состав Национал-социалистической партии и её охранные отряды (СС), служба безопасности (СД), государственная тайная полиция (гестапо). 12 человек (Г. Геринг, Э. Кальтенбруннер, А. Йодль и др.) были приговорены к смертной казни, 7 - к различным срокам заключения (в том числе пожизненно). На Нюрнбергском процессе впервые агрессия была признана тягчайшим преступлением против человечества. Процесс осуществлял Международный военный трибунал, созданный союзниками.

Нюрнбергский Процесс – Исторический словарь

Судебный процесс над группой главных нацистских военных преступников. Проходил в Нюрнберге с 20 ноября 1945 по 1 октября 1946. Суду были преданы высшие государственные и военные деятели Третьего рейха: Герман Геринг, Рудольф Гесс, Иоахим фон Риббентроп, Вильгельм Кейтель, Эрнст Кальтенбруннер, Альфред Розенберг, Ханс Франк, Вильгельм Фрик, Юлиус Штрайхер, Вальтер Функ, Карл Дениц, Эрнст Редер, Бальдур фон Ширах, Фриц Заукель, Альфред Йодль, Артур Зейс-Инкварт, Альберт Шпеер, Константин фон Нейрат, Ханс Фриче, Ялмар Шахт, Роберт Лей (повесился до начала процесса), Г. Крупп (был признан неизлечимо больным, и его дело было приостановлено), Мартин Борман (судился заочно, т. к. скрылся и не был разыскан) и Франц фон Папен. Всем им было предъявлено обвинение в составлении и осуществлении заговора против мира и человечности (убийство военнопленных и жестокое обращение с ними, убийство гражданского населения и жестокое обращение с ним, разграбление общественной и частной собственности, установление системы рабского труда и др.). Был также поставлен вопрос о признании преступными таких организаций, как руководящий состав НСДАП, штурмовые (СА) и охранные отряды нацистской партии (СС), служба безопасности (СД), государственная тайная полиция (гестапо), правительственный кабинет и генштаб. В ходе процесса состоялось 403 открытых судебных заседания, было допрошено 116 свидетелей, рассмотрены многочисленные письменные показания и документальные доказательства (в основном официальные документы германских министерств и ведомств, генштаба, военных концернов и банков). Для расследования и поддержания обвинения был образован Комитет из главных обвинителей: от Великобритании - Х. Шоукросс, от СССР - Р. А. Руденко, от США - Роберт Х. Джексон, от Франции - Ф. де Ментон, а затем Ш. де Риб. 30 сентября - 1 октября 1946 был оглашен приговор. Все подсудимые кроме Шахта, Фриче и фон Папена, были признаны виновными в предъявленных обвинениях и приговорены: Геринг, Риббентроп, Кейтель, Кальтенбруннер, Розенберг, Франк, Фрик, Штрайхер, Заукель, Йодль, Зейс-Инкварт и заочно Борман - к смертной казни через повешение; Гесс, Функ и Редер - к пожизненному заключению; Ширах и Шпеер - к 20, Нейрат - к 15, Дениц - к 10 годам тюрьмы. Были признаны преступными организациями СС, гестапо, СД и руководящий состав НСДАП. Ходатайства осужденных о помиловании были отклонены Контрольным советом, и в ночь на 16 октября 1946 приговор о смертной казни был приведен в исполнение (Геринг покончил самоубийством незадолго до казни).

Нюрнбергский Процесс – Политический словарь

Судебный процесс над группой главных немецких военных преступников, проходивший в Нюрнберге (Германия) с 20 ноября 1945 по 1 октября 1946 в Международном военном трибунале. Подсудимые (члены гитлеровского правительства, руководители фашистской партии, гестапо, генштаба и др.) обвинялись в преступлениях против человечности, в нарушении законов и обычаев войны. 12 преступников были приговорены к смертной казни, 3 оправданы, остальные - к тюремному заключению. Н. П. имел большое историческое значение - это был первый международный судебный процесс, признавший агрессивную войну, военные преступления и преступления против человечности тягчайшими международными преступлениями и наказавший военных преступников.

Нюрнбергский Процесс – Экономический словарь

Судебный процесс над главными нацистскими военными преступниками. Перед Международным военным трибуналом (создан в соответствии с Декларацией об ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства от 30.10.43, принятой на Московской конференции 1943 г., и Соглашением между правительствами СССР, США, Великобритании и Франции о судебном преследовании и наказании главных военных преступников европейских стран "оси" от 08.08.45) предстали 24 фашистских руководителя. В соответствии с принципами Устава Международного военного трибунала (известными т.ж. как принципы Нюрнбергского трибунала), являющегося неотъемлемой частью Соглашения or08.08.45, подсудимым было предъявлено обвинение в планировании, подготовке, развязывании или ведении агрессивной воины в целях установления мирового господства германского империализма, т.е. в преступлениях против мира; в убийствах и истязаниях военнопленных и мирных жителей оккупированных стран, угоне гражданского населения в Германию для принудительных работ, убийствах заложников, разграблении общественной и частной собственности, бесцельном разрушении городов и деревень, в разорении, не оправданном военной необходимостью, т.е. в военных преступлениях; в истреблении, порабощении, ссылках и других жестокостях, совершенных в отношении гражданского населения по политическим, расовым или религиозным мотивам, т.е. в преступлениях против человечности. В связи с преступлениями подсудимых Трибуналу надлежало рассмотреть вопрос о признании преступными организаций гитлеровского режима. Подсудимые имели немецких адвокатов по своему выбору или по назначению Трибунала; В защиту организаций отдельно выступали 8 немецких адвокатов. В ходе процесса состоялось 403 открытых судебных заседания, на которых, помимо подсудимых, были допрошены 116 свидетелей, рассмотрены десятки тысяч письменных свидетельских показаний и свыше 4 тыс. документальных доказательств. 30.07.46 закончились выступления главных обвинителей, а 30.09 - 01.10.46 был оглашен приговор. Трибунал признал подсудимых виновными в осуществлении заговора в целях подготовки и ведения агрессивных войн, в преступной агрессии против Австрии, Чехословакии, Польши, Дании, Норвегии, Бельгии, Югославии, Греции, СССР и ряда других стран; в совершении бесчисленных военных преступлений и тягчайших злодеяниях против человечности. Трибунал приговорил Г. Геринга, И. Риббентропа, В. Кейтеля, Э. Кальтенбруннера, А. Розенберга, Г. Франка, В. Фрика, Ю. Штрейхера, Ф. Заукеля, А. Йодпя, А. Зейсс-Инкварта и М. Бормана (заочно) - к смертной казни через повешение; R Гесса, В. Функа и Э. Редера- к пожизненному заключению; Б. Шираха и А. Шпеера- к 20 годам, К. Нойрата- к 15 годам и К. Деница - к 10 годам тюремного заключения. Дело разбитого параличом Г. Круппа было приостановлено, Р. Лей покончил жизнь самоубийством в Нюрнбергской тюрьме. Г. Фриче, Ф. Пален и Г. Шахт были оправданы. Трибунал объявил преступными организациями руководящий состав национал-социалистской партии Германии (НСДАП), СС, СД и гестапо, но не признал таковыми СА, а т.ж. гитлеровское правительство, верховное командование и генеральный штаб, указав, что члены этих организаций могут быть привлечены к супу индивидуально. Член Трибунала от СССР в особом мнении заявил о несогласии с решением Трибунала о непризнании преступными этих организаций и с оправданием Шахта, Палена и Фриче. Осужденные подали ходатайства о помиловании. После отклонения ходатайств Контрольным Советом приговоренные к смертной казни, за исключением Геринга, который покончил жизнь самоубийством, были в ночь на 16.10.46 повешены в Нюрнбергской тюрьме. Н.п. впервые в истории признал агрессию тягчайшим международным преступлением. В соответствии с принципами Нюрнбергского трибунала впервые были привлечены к уголовной ответственности лица, являющиеся главными виновниками агрессии.

Нюттен Жозеф | Nuttin, Joseph R. (1909-1988) – Психологическая энциклопедия

Нюттен был одним из первых психологов, сформулировавшим интегрированную когнитивную теорию избирательного научения человека . Он также известен своей теорией человеческой мотивации как поведенческих отношений, "потребных" для оптимального функционирования.

Изучение физики в школе длится несколько лет. При этом ученики сталкиваются с проблемой, что одни и те же буквы обозначают совершенно разные величины. Чаще всего этот факт касается латинских букв. Как же тогда решать задачи?

Пугаться такого повтора не стоит. Ученые постарались ввести их в обозначение так, чтобы одинаковые буквы не встретились в одной формуле. Чаще всего ученики сталкиваются с латинской n. Она может быть строчной или прописной. Поэтому логично возникает вопрос о том, что такое n в физике, то есть в определенной встретившейся ученику формуле.

Что обозначает прописная буква N в физике?

Чаще всего в школьном курсе она встречается при изучении механики. Ведь там она может быть сразу в дух значениях - мощность и сила нормальной реакции опоры. Естественно, что эти понятия не пересекаются, ведь используются в разных разделах механики и измеряются в разных единицах. Поэтому всегда нужно точно определить, что такое n в физике.

Мощность — это скорость изменения энергии системы. Это скалярная величина, то есть просто число. Единицей ее измерения служит ватт (Вт).

Сила нормальной реакции опоры — сила, которая оказывает действие на тело со стороны опоры или подвеса. Кроме числового значения, она имеет направление, то есть это векторная величина. Причем она всегда перпендикулярна поверхности, на которую производится внешнее воздействие. Единицей измерения этой N является ньютон (Н).

Что такое N в физике, помимо уже указанных величин? Это может быть:

    постоянная Авогадро;

    увеличение оптического прибора;

    концентрация вещества;

    число Дебая;

    полная мощность излучения.

Что может обозначать строчная буква n в физике?

Список наименований, которые могут за ней скрываться, достаточно обширен. Обозначение n в физике используется для таких понятий:

    показатель преломления, причем он может быть абсолютным или относительным;

    нейтрон — нейтральная элементарная частица с массой незначительно большей, чем у протона;

    частота вращения (используется для замены греческой буквы «ню», так как она очень похожа на латинскую «вэ») — число повторения оборотов за единицу времени, измеряется в герцах (Гц).

Что означает n в физике, кроме уже указанных величин? Оказывается, за ней скрываются основное квантовое число (квантовая физика), концентрация и постоянная Лошмидта (молекулярная физика). Кстати, при вычислении концентрации вещества требуется знать величину, которая также записывается латинской «эн». О ней будет идти речь ниже.

Какая физическая величина может быть обозначена n и N?

Ее название происходит от латинского слова numerus, в переводе оно звучит как «число», «количество». Поэтому ответ на вопрос о том, что значит n в физике, достаточно прост. Это количество любых предметов, тел, частиц — всего, о чем идет речь в определенной задаче.

Причем «количество» — одна из немногих физических величин, которые не имеют единицы измерения. Это просто число, без наименования. Например, если в задаче идет речь о 10 частицах, то n будет равно просто 10. Но если получается так, что строчная «эн» уже занята, то использовать приходится прописную букву.

Формулы, в которых фигурирует прописная N

Первая из них определяет мощность, которая равна отношению работы ко времени:

В молекулярной физике имеется такое понятие, как химическое количество вещества. Обозначается греческой буквой «ню». Чтобы его сосчитать, следует разделить количество частиц на число Авогадро :

Кстати, последняя величина тоже обозначается столь популярной буквой N. Только у нее всегда присутствует нижний индекс — А.

Чтобы определить электрический заряд, потребуется формула:

Еще одна формула с N в физике - частота колебаний. Чтобы ее сосчитать, нужно их число разделить на время:

Появляется буква «эн» в формуле для периода обращения:

Формулы, в которых встречается строчная n

В школьном курсе физики эта буква чаще всего ассоциируется с показателем преломления вещества. Поэтому важным оказывается знание формул с ее применением.

Так, для абсолютного показателя преломления формула записывается следующим образом:

Здесь с — скорость света в вакууме, v — его скорость в преломляющей среде.

Формула для относительного показателя преломления несколько сложнее:

n 21 = v 1: v 2 = n 2: n 1 ,

где n 1 и n 2 — абсолютные показатели преломления первой и второй среды, v 1 и v 2 — скорости световой волны в указанных веществах.

Как найти n в физике? В этом нам поможет формула, в которой требуется знать углы падения и преломления луча, то есть n 21 = sin α: sin γ.

Чему равно n в физике, если это показатель преломления?

Обычно в таблицах приводятся значения для абсолютных показателей преломления различных веществ. Не стоит забывать, что эта величина зависит не только от свойств среды, но и от длины волны. Табличные значения показателя преломления даются для оптического диапазона.

Итак, стало ясно, что такое n в физике. Чтобы не осталось каких-либо вопросов, стоит рассмотреть некоторые примеры.

Задача на мощность

№1. Во время пахоты трактор тянет плуг равномерно. При этом он прилагает силу 10 кН. При таком движении в течение 10 минут он преодолевает 1,2 км. Требуется определить развиваемую им мощность.

Перевод единиц в СИ. Начать можно с силы, 10 Н равны 10000 Н. Потом расстояние: 1,2 × 1000 = 1200 м. Осталось время — 10 × 60 = 600 с.

Выбор формул. Как уже было сказано выше, N = А: t. Но в задаче нет значения для работы. Для ее вычисления пригодится еще одна формула: А = F × S. Окончательный вид формулы для мощности выглядит так: N = (F × S) : t.

Решение. Вычислим сначала работу, а потом - мощность. Тогда в первом действии получится 10 000 × 1 200 = 12 000 000 Дж. Второе действие дает 12 000 000: 600 = 20 000 Вт.

Ответ. Мощность трактора равна 20 000 Вт.

Задачи на показатель преломления

№2. Абсолютный показатель преломления у стекла равен 1,5. Скорость распространения света в стекле меньше, чем в вакууме. Требуется определить, во сколько раз.

В СИ переводить данные не требуется.

При выборе формул остановиться нужно на этой: n = с: v.

Решение. Из указанной формулы видно, что v = с: n. Это значит, что скорость распространения света в стекле равна скорости света в вакууме, деленному на показатель преломления. То есть она уменьшается в полтора раза.

Ответ. Скорость распространения света в стекле меньше, чем в вакууме, в 1,5 раза.

№3. Имеются две прозрачные среды. Скорость света в первой из них равна 225 000 км/с, во второй — на 25 000 км/с меньше. Луч света идет из первой среды во вторую. Угол падения α равен 30º. Вычислить значение угла преломления.

Нужно ли переводить в СИ? Скорости даны во внесистемных единицах. Однако при подстановке в формулы они сократятся. Поэтому переводить скорости в м/с не нужно.

Выбор формул, необходимых для решения задачи. Потребуется использовать закон преломления света: n 21 = sin α: sin γ. А также: n = с: v.

Решение. В первой формуле n 21 — это отношение двух показателей преломления рассматриваемых веществ, то есть n 2 и n 1 . Если записать вторую указанную формулу для предложенных сред, то получатся такие: n 1 = с: v 1 и n 2 =с: v 2 . Если составить отношение двух последних выражений, получится, что n 21 = v 1: v 2 . Подставив его в формулу закона преломления, можно вывести такое выражение для синуса угла преломления: sin γ = sin α × (v 2: v 1).

Подставляем в формулу значения указанных скоростей и синуса 30º (равен 0,5), получается, что синус угла преломления равен 0,44. По таблице Брадиса получается, что угол γ равен 26º.

Ответ. Значение угла преломления — 26º.

Задачи на период обращения

№4. Лопасти ветряной мельницы вращаются с периодом, равным 5 секундам. Вычислите число оборотов этих лопастей за 1 час.

Переводить в единицы СИ нужно только время 1 час. Оно будет равно 3 600 секундам.

Подбор формул . Период вращения и число оборотов связаны формулой Т = t: N.

Решение. Из указанной формулы число оборотов определяется отношением времени к периоду. Таким образом, N = 3600: 5 = 720.

Ответ. Число оборотов лопастей мельницы равно 720.

№5. Винт самолета вращается с частотой 25 Гц. Какое время потребуется винту, чтобы совершить 3 000 оборотов?

Все данные приведены с СИ, поэтому переводить ничего не нужно.

Необходимая формула : частота ν = N: t. Из нее необходимо только вывести формулу для неизвестного времени. Оно является делителем, поэтому его полагается находить делением N на ν.

Решение. В результате деления 3 000 на 25 получается число 120. Оно будет измеряться в секундах.

Ответ. Винт самолета совершает 3000 оборотов за 120 с.

Подведем итоги

Когда ученику в задаче по физике встречается формула, содержащая n или N, ему нужно разобраться с двумя моментами. Первый — из какого раздела физики приведено равенство. Это может быть ясно из заголовка в учебнике, справочнике или слов учителя. Потом следует определиться с тем, что скрывается за многоликой «эн». Причем в этом помогает наименование единиц измерения, если, конечно, приведено ее значение. Также допускается еще один вариант: внимательно посмотрите на остальные буквы в формуле. Возможно, они окажутся знакомыми и дадут подсказку в решаемом вопросе.

Я решил разбавить свои серии статей по фототехнике статьями по технике съемки. Вроде и то и другое техника, но суть разная.

И главное, цель статьи в том, чтобы вы не забывали про вторую составляющую успешной фотосессии — мастерство фотографа. Одной хорошей фототехники для красивого снимка мало. Нужно еще уметь применить имеющееся оборудование.

По фотосъемке НЮ есть еще статья Л , где используется совсем другое оборудование.

Сегодня мы рассмотрим несколько «классических» схем съемки ню. Снимать можно как угодно, но начать стоит с простых и эффектных схем освещения, которые придуманы задолго до нас.

Но копипастить я ничего не буду. Расскажу о своём опыте. В качестве иллюстраций использую неудачные кадры или кропы удачных. Полноразмерными удачными я дополню тогда, когда у меня будут соответствующие model release (специально проведу съемку для этой статьи, иначе фото принадлежат тем, кто за них платил, и для иллюстраций не могут быть использованы).

Классические схемы освещения для съемки НЮ

Чёрное на белом;
- белое на чёрном;
- с ;
- в контровом свете;
- обычное портретное.

Все эти схемы отличаются высоким контрастом, так что здесь нет цели показать все детали, наоборот, нужно акцентировать внимание там, где нужно и скрыть то, что нужно скрыть.

Остальные варианты это по сути обычная портретная съемка, но без одежды.
Да, тут стоит отметить для стеснительных дам: НЮ - фотосъемка без одежды. БЕЗ. ОДЕЖДЫ. Ни бюстгальтер, ни трусики не остаются. На удивление сейчас еще есть стеснительные девушки. При интернете, забитом этим материалом «по самое нехочу»...

Чтобы девушка раскрепостилась, неплохо захватить с собой бутылочку Мартини. Причем увлекаться не нужно, помните зачем пришли. Также в зависимости от возраста дамы следы от одежды могут исчезать через 15мин или быстрее. Убедитесь, что нет вдавленных следов от резинок в шикарное тело вашей модели. Лучше подождать пока они исчезнут, нежели потом мучительно ретушировать. Старайтесь избегать ретуширования по-максимуму.
Не отнимайте хлеб у дизайнеров:)

Схема освещения - Чёрное на белом

схема «чёрное на белом»

В данном случае мы снимаем на фоне . Из-за высокого перепада яркости, модель у нас будет черной, а фон - белым. Слева и справа от модели будут участки, подсвеченные краями софтбокса. Чем больше края софтбокса уходят влево и вправо (предполагается, что симметрично), тем больше и мягче эти градиенты на коже по сторонам модели.

Поворачивайте модель, чтобы свет прорисовывал все выступающие формы, показывая, что объект съемки - объемный, а не плоский.

поворачиваем модель

Учтите, что не все модели гибкие и пластичные. Иногда приходится довольно долго крутить и выставлять модель на свой вкус. Тут нужно учитывать и все недостатки фигуры модели и её достоинства.

При желании можно немного подсветить модель спереди, но не так, как бывает рекомендуют, стрипом спереди-снизу, а более аккуратно. Свет стандартного «горшка» или портретной тарелки в отражатель. Тогда можно настроить освещение спереди более аккуратно.

Схема освещения - Белое на чёрном

В данном случае мы снимаем на фоне софтбокса. Центральная часть софтбокса, за девушкой, экранируется черным бархатом или черной бумагой. Слева-справа должны оставаться черные полосы, иначе свет будет попадать в камеру и фон не будет казаться черным по краям.

Точно также, как в первом случае, поворачивайте девушку и наблюдайте как распределяется свет. Приближайте или удаляйте её от фона, чтобы делать белые полосы на коже по сторонам шире-мягче или меньше-жестче.

схема освещения «Белое на чёрном»

Схема освещения - с органзой

схема освещения с использованием органзы

За органзой расположены две «горелки» со шторками и фолиевыми фильтрами. В данном случае разными (синий и красный). Спереди, чуть слева и сверху - « ».

Схема освещения - В контровом свете

Свет из окна за спиной модели, спереди подсветка стрипом. Также при сильном свете из окна можно подсвечивать отражателем, но тогда тело будет лишь угадываться.

Примеров у меня для этой схемы не сохранилось. Если пришлете ваш пример — буду благодарен.

Схема освещения - обычная портретная

В данном случае артистических приёмов меньше, так что обычно добавляют детали интерьера.

Послесловие

Многие фото всё-таки снимаются не в жанре НЮ, как таковом, а лишь с намеком на ню. Мне данный вариант тоже импонирует, так как оставляет загадку и позволяет красивую девушку подать в красивой «упаковке»:)
В идеале нужно экспериментировать сначала в одежде, а потом по мере расслабления модели - без одежды. Как правило, хорошие снимки получаются сразу в обоих вариантах.

Model Release

В данном жанре фотосъемки не последнюю роль играет подписанный моделью Model Release . Сегодня модель - молодая незамужняя девушка. А завтра она выйдет за олигарха (она же модель:)) и потребует убрать фото из вашего сайта-портфолио. Так что всегда перед съемкой НЮ подписывайте релиз модели, который позволяет вам использовать снимки с данной фотосессии в том качестве, в котором предполагается.

Оплата фотомодели


Рынок услуг фотомоделей, как и фотографов у нас в РФ - хаотический. По этой причине, если вы нашли хорошую модель, платите ей по возможности достойно. Платите не за факт съемки ню, а за артистичность и готовность к сотрудничеству ради интересных снимков.

Алексей Николаев
Журнал Потребитель, Фото&Видеокамеры N3 2000г.

Введение

Отмечу, что материал написан с "любительской" точки зрения. Это означает, что подход к съемке предполагает получение в первую очередь положительных эмоций, а не производство коммерчески оправданного снимка, который должен продаться. То есть мы ставим перед собой задачу запечатлеть красоту, а не заработать деньги. Мы также не будем рассматривать такие примеры профессиональной съемки людей, как свадебная съемка, реклама и т.п.

Что такое ню и акт

Заглянем в энциклопедический словарь.

АКТ - (нем. Akt), в изобразительном искусстве изображение обнаженной человеческой фигуры; то же, что ню.

НЮ - (франц. nu - нагой, раздетый), изображение нагого женского тела; жанр изобразительного искусства, раскрывающий в изображении обнаженного тела представления о красоте, ценности земного чувственного бытия.

Как мы видим, речь идет об искусстве и красоте, а не о физиологии. Многие фотолюбители начинают фотографировать обнаженную натуру именно с запечатления первичных половых признаков. Конечно, вы сами определяете, что и как хотите снять, но художественный вкус - это то, что надо в себе воспитывать, если вы хотите, чтобы ваши фото были красивы и интересны не только вам. Это может быть достигнуто разными способами, например, изучением работ признанных мастеров.

В связи с этим очень рекомендую ознакомится с классиками жанра, например с произведениями Гунара Бинде, Яниса Глейздса, и, разумеется, Римантаса Дихавичюса, чьи работы излучают аромат красоты и гармонии. Совсем иными по духу являются работы другого классика - Хельмута Ньютона, чей неповторимый эротично-ироничный стиль может быть определен безошибочно.

О видах съемки.

Довольно сложно описать, как "надо" снимать обнаженную натуру, так как это очень индивидуальный процесс. Каждый человек видит и чувствует по-своему, поэтому подходы к съемке людей существуют самые разные. Одни фотографы стараются запечатлеть сексуальность модели, другие - раскрыть личность, третьи - запечатлеть какое-то мимолетное состояние и так далее. Каждый из этих жанров, конечно, требует разного подхода к съемке, очень вероятно даже участия разных моделей и т.д.

Съемку людей можно условно разделить на постановочную и репортажную. При постановочной съемке вы заранее придумываете сюжет, свет, одежду, может быть макияж, и снимаете обдуманно и неспешно. Репортаж, напротив, предполагает значительную долю спонтанности при съемке. В этом случае вам предстоит быть лишь свидетелем действа и тут главное - быть готовым запечатлеть тот самый неповторимый миг, который окажется самым красивым, интересным или любопытным. Репортаж в данном случае не подразумевает съемку в бане или на нудистском пляже. Просто модели предоставляется гораздо большая свобода в выборе поз и т.д. - то есть своего рода соучастие в творческом процессе.

О моделях

Какой должна быть модель? Наверное, она должна быть такой, чтобы вдохновлять автора. Иначе, зачем ее вообще фотографировать, если, как мы договорились, мы не преследуем своей целью зарабатывание денег?

Конечно, существует всем известный стереотип "90-60-90", но стоит заметить, что даже у многих "супермоделей" фигура далеко не всегда соответствует этим параметрам. Главное, чтобы фигура модели была пропорциональной и гармоничной. Порой казалось бы неидеально сложенная модель способна настолько здорово "выложиться" при съемке, показать такие внутренние состояния, что результат очаровывает.

Очень важно, чтобы у модели была хорошая кожа. В меру загорелая кожа часто смотрится на снимках очень выигрышно. С другой стороны, "белые пятна" от купальника на загорелом теле не всегда выглядят эстетично. Мелкие дефекты кожи можно попробовать "заделать" при помощи тонального крема, либо использовать при съемке смягчающие фильтры.

Несомненно, что между вами и моделью должно быть доверие, иначе все теряет смысл. Во время съемки важно создать все условия для того, чтобы модель чувствовала себя максимально уверенно и спокойно. Например, она должна быть уверена, что никто неожиданно не войдет в помещение и т.п. Естественно, лишних людей при съемке присутствовать не должно. Чтобы модель чувствовала себя увереннее, в студии полезно иметь зеркало достаточных размеров, в которое модель могла бы видеть себя непосредственно во время съемки.

Лучшим объектом для начала, видимо, будет жена или девушка автора съемок. Сложность съемки близких или родных людей заключается в том, что у них по отношению к автору (и наоборот) сложились определенные стереотипы, которые могут мешать успешно выполнить задуманное. Значит, придется эти стереотипы преодолевать.

Если у модели это первая съемка такого рода, то разумно начать с портрета, постепенно переходя к более обнаженным позам.

Многие из фотографов, снимающих в "стиле Дихавичюса", используют для съемок преимущественно непрофессиональных моделей, так как здесь требуются в первую очередь не самые длинные ноги или осиная талия, а искренность и чистота. Любите свою модель и боготворите ее, тогда вы просто не сможете получить неудачных снимков.

В то время как одна модель может очень удачно смотреться среди природы, другая, "городская", будет просто неспособна комфортно себя чувствовать в такой обстановке и потому кадры будут в лучшем случае неестественными. В идеале, для каждой натурной съемки нужно искать "свою" модель.

Для того, чтобы модель могла проявить во время съемки свою индивидуальность, дайте ей эту возможность! Для этого не надо ставить модели жестких рамок и командовать ей. Просто смотрите и наблюдайте. Многие люди в жизни очень зажаты, и порой приходится затратить много сил на то, чтобы модель "включилась" в нужное для автора состояние. Один из моих знакомых, который снимает девушек на природе, дает им время погулять на природе в одиночестве, чтобы прочувствовать обстановку и приобрести соответствующий настрой. В любом случае, очень желательно наиболее точно передать на снимке авторское видение и настроение, то, чем автор восхищается в данный момент.

Иногда бывает довольно сложно снимать профессиональных моделей, если она демонстрирует мертвые выученные позы, а вы хотите показать ее как индивидуальность. В таких случаях следует провести с моделью "беседу", чтобы она постаралась выбросить из головы то, чему ее учили, и что может быть помехой для ваших съемок.

При съемках людей все время приходится учитывать различные человеческие особенности (характер, менталитет, вкус и т.п.). Надо сказать, что умение взаимодействовать с людьми для фотографа является ничуть не менее важным, чем умение снимать. Юмор и терпение – вот основные качества, которые позволяют достигнуть задуманное.

Юридические "аспекты" творчества

Все мы живем в государстве и поэтому автоматически подпадаем под действие законов, действующих на его территории. Фотографу, снимающему обнаженную натуру или просто людей, неплохо иметь в виду следующее.

Право на собственное изображение является личным неимущественным правом граждан, охраняемым гражданским законодательством (ст.ст.2, 150 ГК РФ). Воспроизведение и распространение (в т.ч. опубликование) изображений граждан без их согласия будет являться нарушением указанного права.

Наиболее надежным способом урегулирования данной проблемы представляется оформление письменного разрешения на ПРАВО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ данного лица. Факт выплаты вознаграждения фотомодели за съемку не подтверждает права на распространение изображения, а может означать лишь оплату ее рабочего времени. И наоборот, право на распространение изображения может быть предоставлено безвозмездно.

Граждане до 14 лет считаются недееспособными, с 14 до 18 лет - ограниченно дееспособными. Таким образом, право на их изображение (и особенно их обнаженных тел) следует получать у их законных представителей (родителей, опекунов, попечителей). В противном случае дело может перейти в сферу уголовного судопроизводства (ряд статей УК РФ, например, ст.132 , предусматривающая ответственность за насильственные действия сексуального характера, в том числе (ч.2) совершенные в отношении заведомо несовершеннолетнего (несовершеннолетней) лица.

Как фотографировать людей

Существует несколько чисто технических "пунктиков", которые неплохо иметь в виду при съемках людей, и, в частности, обнаженной натуры:

    при съемках в полный рост или около того нежелательно использовать точку съемки выше модели (если не требуются спецэффекты), так как это приведет к укорачиванию ног и искажений пропорций тела на снимке.

    если у модели недостаточно длинные ноги или вы хотите, чтобы на снимке она казались еще длиннее, используйте нижние точки съемки. Можно также добиваться интересных кадров, комбинируя съемку широкоугольной оптикой с нижней точкой съемки.

    часто при съемках людей используют оптику, начиная от 50 или 85мм, причем 50мм объективами, если и пользуются, то обычно при съемках в полный рост. Надо учесть, что объективы с короткими фокусными расстояниями больше искажают линейные размеры снимаемого объекта. Поэтому, если какая-то часть модели окажется при съемке немного ближе к объективу (например, нос или часть руки при портретной съемке), то эта часть будет казаться больше, чем она есть на самом деле, что обычно смущает зрителя и выглядит не очень эстетично. Именно поэтому портрет классически снимается на фокусных расстояниях 50 и 85-135мм. Хотя ко всему следует подходить творчески, т.к. в искусстве не может существовать жестких "можно" и "нельзя". На то оно и искусство.

    если вы хотите подчеркнуть объем груди модели, не стоит ее укладывать на спину. Попросите модель принять различные позы, и вы сами сможете найти множество интересных точек съемки. При съемке внимательно следите, чтобы коже не было складок (чаще всего - на животе или в районе талии при чрезмерном повороте корпуса). Довольно некрасиво выглядят проступающие сквозь кожу ребра, поэтому если вы хотите, скажем, подчеркнуть изгибом форму груди, то не стоит с этим перебарщивать.

    порой можно очень удачно использовать при съемке все, что попадется по руку и характерно для того места, где проводится съемка. Это могут быть неподалеку растущие ромашки, хлам в подвале дома, попавшаяся под руку швабра и т.д. Также хорошо иметь с собой некоторый запас разного рода предметов, могущих пригодится при съемках. Например, куски прозрачной материи, разного рода украшения, искусственные цветы и т.п. На снимке часто бывает уместно показать взаимоотношения модели и ее окружения, это придает снимку живость и динамизм. Здесь очень показательны снимки Хельмута Ньютона, который любил снимать людей среди какого-либо подходящего беспорядка (например, его снимки Pina Bausch или Grace Jones und Dolph).

    не забывайте снять с модели перед съемкой часы и украшения, если это необходимо.

    следите за фоном, пусть голову от туловища не отсекает линия горизонта, "из головы" не должно расти деревьев и т.п. Также следует оценивать яркость и цвет фона, чтобы снимок получился технически грамотным! Для оценки разброса яркостей модели и фона бывает полезно замерить яркость света по модели и фону отдельно.

    творчески подходите к использованию глубины резкости. Если требуется отделить модель от фона, используйте телеобъективы с фокусным расстоянием от 100мм. Можно получить интересные кадры, наводя резкость на те или иные части тела и производя съемку на открытой диафрагме светосильной оптикой.

    очень часто снимки кадрируют таким образом, чтобы людям "быть куда смотреть", т.е. по направлению взгляда обычно оставляется пустое пространство.

    используют съемку портрета в профиль, ан фас, сзади и в три четверти. Также часто можно найти интересную точку съемки значительно выше уровня глаз.

    Поворот головы портретируемого значит многое. Желательно использовать такие точки съемки, когда лицо выглядит наиболее удачно.

    Отражения в глазах являются весьма важным элементом при портретной съемке. Часто выглядит неестественно, когда в глазах отражается несколько источников света. И наоборот, отражение одной вспышки оживляет портрет, добавляя искорки в глазах. Иногда для этой цели используют слабую вспышечку, которая практически не влияет на световой рисунок, но дает блики в глазах.

    Часто при портретной съемке используют относительно небольшие значения диафрагмы, чтобы получить малую глубину резкости. При этом резкость следует наводить по глазам портретируемого. При таком подходе легко скрыть небольшие дефекты кожи, если они имеются.

    у многих людей в профиль не очень красивый нос, следите за этим при съемке. Вообще, следует тщательно изучить модель перед съемкой и решить, с какой стороны она выглядит лучше всего. Можете попросить рассказать модель о своих недостатках, чтобы после съемки не было ненужных разочарований (хотя со временем вы научитесь видеть "критические места" самостоятельно).

    следите за тенями! Глазные впадины не должны "проваливаться". Тени от носа и подбородка не должны быть излишне резкими. Часто в цветной фотографии используют такое освещение, чтобы контраст на лице не превышал одной ступени.

    стоит использовать заполняющую вспышку или отражатель для высвечивания теней и понижения контраста.

    выбирайте для съемок подходящее время суток и/или погоду.

    на теле обычно остаются следы от белья, поэтому при съемках обнаженной натуры следует раздеть модель за 20-40 минут до съемки. Чтобы она чувствовала себя комфортно, можно дать ей какую-либо куртку или свободную накидку.

    при съемке полезно использовать подходящую под настроение и жанр съемки музыку

    по возможности изучайте то, что уже достигнуто фотографами и живописцами. Не обязательно следует пытаться повторять их произведения, хотя копирование представляет само по себе очень непростую задачу.

    Если вы снимаете обнаженную натуру в первый раз и у вас дрожат коленки - не беспокойтесь, это нормально. Видимо, имеет смысл предупредить модель, что это у вас первая съемка такого рода.

    что с собой взять на выездную съемку? Как правило, минимальный набор должен включать в себя камеру со вспышкой (или отражатель вместо вспышки), хороший объектив (обычно телеобъектив) и достаточное количество пленки. Иногда полезно захватить штатив. Быть может, понадобиться что-то теплое, чтобы временно укрыть модель от холода, при этом одеяние должно быть свободным и легко сбрасываться. При съемках на природе желательно взять с собой средство против летающих кровососущих насекомых. При этом лучше использовать распыляющиеся средства в баллонах. Удачной идеей будет взять с собой немного еды и пластиковую бутылку с водой. Пусть ваша модель захватит разумное количество косметики.

    и самое главное - фотографируйте так, как вам нравится. Ведь ради этого все собственно, и затевалось…

Лично мне больше всего при съемках людей симпатичен объектив 85 или 90мм. Объектив с таким фокусным расстоянием позволяет снимать как поясной портрет, так и в полный рост, и при этом не надо далеко отходить назад. Объектив 85мм позволяет отделить модель от фона, и в то же время показать ту среду, в которой находится модель (особенно хорошо при съемках на природе). Оптика с фокусным расстоянием 100мм и более на мой вкус делает изображение слишком плоским. Следует помнить, что любой объектив по краю искажает изображение. Этот эффект обычно практически незаметен при использовании телеобъективов и максимально проявляется при использовании широкоугольной оптики. Поэтому при съемке людей оптикой с фокусным расстоянием короче 70мм. старайтесь не располагать по самому краю кадра ничего такого, что может быть испорчено такого рода искажениями.

Часто, при съемках на открытом воздухе, используется пленка чувствительностью 400 единиц. Довольно сложно представить, как можно проводить съемки, скажем, в лесу даже летом в светлое время суток любительскими зумами с относительным отверстием 5.6. Хорошо иметь в арсенале оптику с постоянным фокусным расстоянием, тем более, что такая оптика (помимо высокой светосилы) обычно лучше работает против света, имеет лучшие оптические характеристики (а часто и свой рисунок) и т.п. К тому же, используя объективы с постоянным фокусным расстоянием, вы намного лучше сможете прочувствовать кадр и будете больше думать (так как вместо того, чтобы бездумно крутить кольцо зумирования, вы будете работать ногами и искать лучшую точку съемки).

Очень хорошо иметь для съемок светосильную оптику, так как часто красивое естественное освещение бывает довольно слабым, а использование вспышки все портит, так как вспышка дает плоское неестественное освещение. Иногда светосильный штатный объектив и пленка 400 единиц (или выше) являются спасением фотографа, который не хочет портить красоту естественного освещения вспышкой.

Ч/б или цвет?

Многие фотографы, снимающие обнаженную натуру, используют черно-белые фотоматериалы. Причин тому несколько. Во-первых, черно-белая фотография традиционна и ню или портрет в черно-белом имеет давние традиции. Во-вторых, при использовании черно-белых материалов фотограф получает больше степеней свободы (так как в черно-белой фотографии существует огромное количество творческих приемов, в принципе нереализуемых в цветной фотографии), а значит, и больший простор для творчества. В-третьих, цвет при съемках актов обычно избыточен и является отвлекающим фактором, мешающим сосредоточиться на сути произведения. Хотя конечно выбор "ч/б или цвет" всегда остается за фотографом.

Так случилось, что в настоящее время для фотолюбителя намного проще изготовить цветную фотографию, нежели черно-белую. Однако, на мой взгляд, довольно небольшой процент фотографов, снимающих на цвет, грамотно использует цвет в композиции. Думаю, в этой связи читателю будет полезно познакомиться с творчеством фотографа Uwe Ommer’а, например, с его альбомом “Black Ladies” издательства Taschen, который, по мнению автора, является не просто произведением искусства, но и великолепным примером использования цвета в фотографии вообще и при съемках обнаженной натуры в частности.

Фотоматериалы

В этом разделе я попытаюсь охарактеризовать некоторые фотоматериалы и их комбинации, которые могут применяться при съемках, исходя из моего опыта. Причем, если с цветными материалами все более или менее понятно, то в черно-белой фотографии существует исключительно много комбинаций пленка/проявитель, которые могут давать различные результаты.

Черно-белые пленки.

Пожалуй, ни одна другая черно-белая пленка не вызвала вокруг себя столько споров, как Kodak T-MAX. От безусловного поклонения и восхищения, до заявлений о том, что содержащая мало серебра сверхсовременная hi-tech пленка в принципе не может дать ничего хорошего. Истина, наверное, лежит где-то посередине. Пленки Kodak T-MAX и вправду очень специфичны и требуют точного экспонирования и обработки.

Многие фотографы, работающие с этим материалом, не использует T-MAX по номинальной чувствительности. Для получения отличных результатов ее обычно переэкспонируют (до одной ступени) и проявляют мягче (т.е. сокращают время проявки, точные данные приведены в документе Kodak F-32). Фирма Kodak в технической документации указывает на необходимость в таком подходе при печати на конденсорном увеличителе (подробнее о черно-белой фотографии написано в Потребителе №10 за 1998 год).

(Видимо, стоит пояснить, что увеличители, на которых можно печатать черно-белые фотографии, могут быть двух принципиально разных типов. Первый тип – это конденсорные увеличители, в которых свет от лампы проходит через систему линз – конденсор, после чего попадает на негатив. Второй тип увеличителей – увеличители с диффузионным источником света (обычно все увеличители для цветной печати именно такого типа). Для черно-белой фотографии разница между этими увеличителями состоит в том, что конденсорные увеличители в общем случае требуют менее контрастных негативов, а диффузионные – более контрастных).

Разные проявители по-разному проявляют T-MAX, как и любую другую черно-белую пленку. Как мне кажется, наиболее универсальным проявителем для T-MAX является D-76 (или его аналог от ILFORD ID-11). При этом, хорошие результаты получаются при использовании D-76 в разбавлении 1:1 (одноразово, т.е. после использования раствор выливается). Такая комбинация дает высокую резкость и удовлетворительные тональные градации.

Проявитель T-MAX весьма неплох, а может быть, даже лучше других способен использовать преимущества пленки T-MAX. Зерно при использовании комбинации T-MAX с проявителем T-MAX практически не видно глазом на увеличении до 30х40 с 35-мм пленки, однако высокой резкости такая комбинация не дает. Конечно, это далеко не всегда плохо, и как раз при съемке портретов и ню может являться желательным качеством.

Некоторые фотографы с успехом используют проявители FX-1 и FX-2, которые дают высокую контурную резкость и хорошие градации в светлых частях снимка. Состав FX-1 несложен и его можно приготовить самостоятельно.

Комбинация T-MAX + Rodinal в разбавлении 1:50 дает очень приятные тональные градации, при этом получаемая резкость не максимальна, однако, как мне кажется, при портретной съемке "в самый раз".

T-MAX и проявитель Kodak XTOL вместе хорошо сочетаются, зерно получается очень мелкое, но резкость обеспечивается не максимальная. Структура зерна при этом немного необычная (скажем, по сравнению с тем, что дает классический D-76), зерно не выраженное и немного "мыльное".

Пленки T-MAX требуют точного экспонирования и соблюдения условий обработки, и небольшие отклонения от них могут вызвать значительное ухудшение качества негативов.

Ближайшим аналогом пленок семейства Kodak T-Max являются пленки ILFORD Delta Professional. Надо отметить, что эти пленки не так капризны в обработке и обычно изображение, получаемое с них, более пластично. Зернистость пленок Delta возможно чуть больше, чем у T-Max, однако все равно заметно меньше, чем у классических (не T-Grain) материалов. Некоторые фотографы считают, что пленки Delta несколько неадекватно воспроизводят световой тон человеческой кожи.

Пленки Fuji Neopan Professional хорошо подходят для съемки обнаженной натуры, так как обладают богатыми тональными градациями. Проявляют их обычно в D-76 или его модификациях.

Эти пленки характерны тем, что изготовлены по обычной, не “T-Grain” или подобной технологии (подробнее о технологии T-Grain написано в Потребителе №10 за 1998 год) и содержат больше серебра. Следует отметить, что перечисленные пленки Kodak наиболее "древние", и поэтому диапазон соответствия закону взаимозаместимости (о законе взаимозаместимости можно прочитать в Потребителе №11 за 1999 год) у них меньше, чем у других пленок.

Перечисленные пленки можно проявлять чем угодно, часто используется D-76 или ID-11. На Западе популярен проявитель PMK, дающий, помимо прочего, очень хорошие градации в светлых областях снимка (что важно при съемках обнаженной натуры). Пленки Agfa оптимально проявлять в Rodinal’е.

Существует уникальная пленка для фэшн-фотографов (т.е. фотографов, снимающих моду) Kodak Tri-X Pro Pan 320 (не путать с пленкой с таким же названием, но чувствительностью 400 единиц), которая имеет самое крупное зерно в своем классе, и при этом самые богатые тональные градации. Именно на эту пленку снимает Хельмут Ньютон и при этом считает, что только эта пленка должным образом передает пластику человеческого тела. Следует добавить, что такая пленка бывает только широкая (тип 120) и в России пока недоступна.

Следует сказать, что подавляющее большинство современных черно-белых пленок имеет завышенную чувствительность. Конечно, снимая пленку "по номиналу", вы получите вполне удовлетворительный результат, но если вы все же хотите получить хорошо проработанные глубокие тени, то обычно пленку переэкспонируют и слегка недопроявляют. Кстати, использование такой методики обычно дает негативы нормального контраста (для печати на конденсорном увеличителе), в то время как, при использовании рекомендации производителя, в большинстве ситуаций получатся контрастные негативы.

На Западе для съемок обнаженной натуры широко используются инфракрасные материалы, которые имеют интересную и необычную тональную передачу. Однако, к сожалению, у нас в стране пока инфракрасные материалы не продаются и не обрабатываются.

Цветные пленки.

Из цветных пленок можно использовать все

, что угодно, главное, чтобы материал был качественным. Лично мне больше всего нравятся материалы Fuji, из негативных пленок это Superia Reala 100, NPS 160 и NPH 400.

Superia Reala обладает "оптимистическим" взглядом на мир, давая яркие живые краски, впрочем, без излишней контрастности, часто присущей любительским пленкам. Эта пленка обладает исключительно мелким зерном и высокой резкостью, что позволяет без труда делать отпечатки большого размера.

Пленка Fuji NPS 160 является в первую очередь портретной пленкой (хотя с успехом может применяться в других областях фотографии). Обладая пониженным контрастом и мягкой передачей полутонов, она особенно хорошо подходит для романтических женских портретов. Портреты, снятые на эту пленку, выглядят на мой вкус великолепно.

Fuji NPH 400 - тоже довольно мягкая пленка, обладает очень мелким зерном (для пленки своего класса) и может быть рекомендована везде, где съемка проводится в условиях недостаточного освещения. Следует отметить, что пленка NPH особенно чувствительна к недодержке.

Конечно, выбор пленки (и проявителя) представляется весьма важным, однако это все же не самое главное, и поэтому основные усилия следует сосредоточить на не этом. Учитесь работать с одним материалом, чтобы постичь тонкости его обработки и начать "чувствовать" его.

Некоторые стандартные схемы освещения

Освещение является одним из самых важных моментов, ведь фотография - это светопись. Плохо поставленный свет может полностью испортить всю съемку, пусть в ней принимала участие самая роскошная модель. И наоборот, при хорошем владении светом даже не самую прекрасную модель можно снять очень красиво, сделав акцент на ее лучших чертах и скрыв недостатки. Например, форму груди модели можно подчеркнуть использованием более резкого освещения сбоку или даже сверху.

Типы применяемого освещения при черно-белой съемке и съемке на цветную пленку - отличаются. При ч/б съемке часто используется довольно контрастный свет, иногда даже от одного прямого источника света. Вообще, игра на контрастах часто применяется в черно-белой фотографии. При съемках на цветные материалы обычно напротив используется более мягкий и ровный свет, а контраст на лице и теле не превышает одной ступени.

Сначала рассмотрим съемку на открытом воздухе. Как правило, редко кто отваживается снимать людей под прямым ярким солнцем, так как при этом на теле (а на лице особенно) возникают очень глубокие тени, которые смотрятся неэстетично. Поэтому следует принять меры к тому, чтобы избежать появления таких теней.

Одним из способов "высветлить" тени является использование заполняющей вспышки. Заполняющая вспышка - это техника, подразумевающая одновременное и сбалансированное использование естественного света и света вспышки. При этом вспышка обычно дает не основной вклад в экспозицию, а лишь снижает контраст на лице и "заполняет" тени. Использование заполняющей вспышки требует некоторых навыков, так как мощность импульса вспышки должна быть точно выверена. Если мощность вспышки будет неправильно выбрана в меньшую сторону, то вспышка не даст желаемого эффекта. Слишком мощный импульс пересветит передний план, и задний план окажется проваленным в темноту. Как всегда, наилучший результат дает применение флешметра и/или расчет мощности вспышки вручную.

Обычно мощность импульса вспышки выбирается примерно на одну-две ступени меньше, чем естественное освещение. Например, если замер сюжета дает диафрагму 16, то мощность вспышки часто выбирают такой, чтобы она давала диафрагму 8 – 11. Неплохо, если ваша вспышка "умеет" синхронизироваться со всеми выдержками, отрабатываемыми затвором, однако, нужно помнить, что мощность вспышки в режиме высокоскоростной синхронизации сильно падает.

Применять заполняющую вспышку надо с осторожностью, так как возможные блики (на коже, одежде, колготах с лайкрой и т.п.) могут испортить снимок.

Другим способом съемок на солнце является применение отражателей. Существуют специальные отражатели, называемые еще лайт-дисками, которые представляют собой упругий обод, на который натянута специальная ткань. Такая конструкция может быть сложена довольно компактно, а при необходимости почти мгновенно разворачивается. Натянутая ткань обычно разная в двух сторон, например, чисто белая и серебристая, или белая и тепло-желтая. Отражатели такого типа очень практичны, однако для того, чтобы держать такой отражатель, требуется ассистент либо специальный штатив, что не всегда удобно. Зато лайт-диск (в отличие от вспышки) является предсказуемым источником света, т.е. уже во время съемки вы точно знаете, что получится на фото. В кино и профессиональной фотографии вспышка или отражатель применяются очень часто, и почти в 100% случаев при контрастном освещении (самый яркий пример - съемки на берегу моря).

Очень важным моментом является выбор времени суток. Хорошо для съемок использовать утро либо вечер, когда солнце находится невысоко над горизонтом и свет от него не такой резкий. Свет от вечернего солнца имеет очень приятный глазу теплый оттенок.

Днем можно с успехом снимать в тени (например, деревьев), однако при этом света довольно мало, и часто приходится использовать пленку 400 единиц.

Трава может давать довольно заметные рефлексы (их интенсивность зависит от многих факторов, например, высоты солнца); такие рефлексы обычно окрашены в зеленый цвет и могут немного подпортить снимок при съемке на цветную пленку.

Если говорить о съемках в помещении, то тут тоже есть разные варианты освещения. Самое простое - использование фотовспышки. Замечу, что мне пока не приходилось сталкиваться с фотографами, которые любят по доброй воле пользоваться вспышкой. Дело в том, что вспышка является довольно ограниченным источником света (в смысле как количества, так и качества света), и что самое неприятное - непредсказуемым. Т.е. если вы сделали что-то не так, узнать об этом вы сможете только после проявления пленки (когда уже поздно что-то исправлять).

Прямая вспышка "в лоб" в художественной фотографии применяется очень редко, так как дает очень "плоское" освещение и неприятные резкие тени. Иногда, для получения так называемого бестеневого света используют кольцевую вспышку, надеваемую на объектив, но этот вариант довольно специфичен и не может быть рекомендован как универсальный.

При съемках портретов со вспышкой часто применяет специальные рассеиватели (например, фирмы Lumiquest), устанавливаемые на вспышку. Они могут быть самые разные, начиная от белых козырьков и заканчивая мини-софтбоксами или специальными надувными шариками, внутри которых и помещается вспышка. Однако все равно, такого рода рассеиватели дают резкий свет, и эффективно работают только на небольших расстояниях. Кроме того, рассеиватели "отъедают" немало мощности у вспышки (до трех ступеней, в зависимости от типа рассеивателя).

Мощности у вспышки никогда не бывает много, так что по возможности следует пользоваться самыми мощными из доступных вспышек с головкой, которую можно вращать в любую сторону. Это даст возможность использовать отраженный от потолка или стен свет.

При использовании вспышечного света, отраженного от потолка, контраст будет не таким высоким, и картинка получится более приятная. Однако следует иметь в виду, что при использовании такого освещения нижняя часть фотографии может оказаться слишком темной. Потолок или стена, от которых отражается свет вспышки вспышка, должны быть белыми (по крайней мере, при съемке на цветную пленку), иначе цветовой баланс снимка будет далек от идеального.

Иногда применяется свет из окна (хотя обычно его довольно мало). Это очень приятный и ровный тип освещения, а главное естественный, так как именно к нему больше всего привык глаз.

Разумеется самым интересным вариантом съемок в помещении является съемка в студии. Хотя, конечно, мало какой любитель может себе позволить такую роскошь.

Современные студии, как правило, оборудуются импульсным светом. Это значит, что в качестве источников освещения используются специальные мощные вспышки, а для моделирования света используются галогенные (иногда обычные) "пилотные" лампы (все это выполнено в одном блоке). Обычно мощность пилотной лампы делают пропорциональной мощности вспышки, и фотограф по свету пилотов может заранее оценить световой рисунок, даваемый одним или несколькими источниками. Источники могут запускаться как по синхрокабелю, так и путем использования световой "ловушки" (светосинхронизатора). Т.е. источники отслеживают импульс света, даваемый например, вспышкой на камере и срабатывают одновременно с ней. Некоторые типы таких осветителей также имеют возможность запуска по инфракрасному каналу.

Конечно, для любительской съемки можно применить и менее дорогостоящие варианты. Например, это галогенные лампы (скажем, типа "Фотон"). При использовании галогенных ламп с черно-белой пленкой проблем не возникает, а при съемке на цвет используются специальные конверсионные фильтры или применяется специальная “вечерняя” фотопленка с индексом “T” в названии пленки.

Можно также применять и несколько согласованных вспышек. Например, некоторые модели отечественных вспышек типа ФИЛ имеют встроенные светосинхронизаторы. Следует заметить, что вспышки типа ФИЛ имеют определенные проблемы со стабильностью мощности импульса и надежностью (и т.п.), поэтому их часто подвергают серьезным доработкам перед тем, как начать ими пользоваться.

Можно использовать любые другие вспышки, а синхронизировать их при помощи продающихся отдельно синхронизаторов. Существуют вспышки, которые вворачиваются в обычный патрон и также оборудованные синхронизаторами.

Вообще говоря, очень непросто представить себе световой рисунок, который дадут несколько вспышек, даже используя флашметр.

Обычно при студийной съемке людей используют следующую схему освещения - один источник ("рисующий") через зонт, софтбокс, ткань или напрямую светит на объект, а второй источник (он должен быть рассеянным, например белый зонт или софтбокс) "заполняет" тени. При этом. часто, источник рисующего света располагают выше и в стороне от объекта, а заполняющий свет светит от камеры, сглаживая резкие тени. Также используют и просто один источник света, либо один источник с отражателем/отражателями и т.п. Существует бесконечное множество схем освещения, выходящих за рамки статьи, если вас это заинтересовало, обратитесь к соответствующей литературе.

Low key & High key

Low Key и High Key переводятся на русский язык как "низкий ключ" и "высокий ключ". Съемка "в высоком ключе" подразумевает такую съемку, когда весь снимок выполняется в светлой тональности, обычно все неконтрастное и мягкое, глубоких теней нет вообще. Низкий же ключ, напротив, подразумевает преобладание темной тональности снимка.

Для получения снимков в высоком ключе обычно применяется несколько источников света, часть которых направлена на фон и делает его на снимке чисто белым или почти чисто белым, а сама модель также освещается со всех сторон, часто мягким рассеянным светом. Модель, естественно, не должна быть одета в темную и тем более черную одежду. Для получения более выраженного эффекта делается некоторая сознательная передержка (обычно примерно в одну ступень), чтобы дополнительно высветлить снимок.

Для получения снимков в низком ключе используют черный или темный фон, темную одежду и соответствующие схемы освещения. Мне встречались рекомендации по применению сознательной недодержки, однако это крайне спорно, так как общая недодержка просто приведет к провалу теней и снижению контраста снимка. Низкий ключ - это прежде всего - правильно выстроенный и промеренный свет. Видимо, замер в большинстве случаев следует делать по наиболее освещенной части композиции.

О фототехнике

Разумеется, снимать людей можно практически любой камерой. Конечно, средний формат в результате дает более высокое качество изображения и, что важно, позволяет лучше передать пластику светотонального рисунка человеческого тела. С другой стороны, узкопленочная техника очень удобна своей оперативностью, и порой оказывается, благодаря этому, обстоятельству совершенно вне конкуренции по сравнению со среднеформатной аппаратурой. При грамотном подходе к делу - 35-мм камера обеспечивает хорошее качество во многих случаях.

После света и умения им пользоваться очень важным является качество оптики. Совершенно нелепо рассуждать, что лучше - Canon или Nikon, или, скажем, Mamiya или Pentax. Оптика должна быть такой, чтобы получалось красиво. Можно использовать смягчающие, виньетирующие (т.е затемняющие края кадра), спектральные и другие фильтры. Также очень интересные кадры дает монокль, либо специальные мягкорисующие объективы. Не стоит забывать и про самый простой способ смягчить изображение - просто натянуть кусок черного капронового чулка на объектив.

Одним из способов получения на снимке "чего-то необычного" является съемка на слайдовую пленку и проявка ее по процессу C-41. Эта процедура называется "кросс-процесс". При кросс-процессах получаются "нестандартные" цвета и контраст. Так что если вы любите всякого рода эксперименты, можете попробовать такую технику. Главное, не переусердствуйте со спецэффектами, когда их много они утомительны.

Техника является лишь вашим рабочим инструментом для получения снимка, не более (и не менее) того. Главное в фотографировании людей - это передать состояние, показать красоту человека и его внутреннего мира. Все остальное - вторично.

Желаю всем успехов в этой непростой области фотографии!

Алексей Николаев

Ознакомиться с творчеством наиболее интересных профессиональных фотографов вы можете на страничке

Наташа будет ню снимать?" "Конечно хочу! Что за вопрос!" В настоящей фотостудии я до этого ни разу не был, нет, я, конечно, фотографировался на паспорт и пару раз на визу, но те будки в метро назвать фотостудией, после того, что я увидел в Lume Studio , у меня язык не поворачивается.

В студию я приехал немного пораньше и застал, как Дима Шатров снимал бутылку текилы для заказчика из Америки. Предметная съемка оказалась весьма трудным и муторным процессом. Казалось бы - бутылка, но сфотографировать ее оказалось не так уж и просто…

Ахтунг! Внутри больше сисек, чем у Темы за месяц.

2.

3.

Перед началом съемки Дима подключил фотоаппарат напрямую к компьютеру, который он использовал вместо экранчика камеры для отслеживания результата:

4.

Закрепил камеру на массивном штативе и стал обсуждать с Наташей, как лучше подступиться к бутылке. Проблема в том, что у этой бутылки очень много отражающих плоскостей и граней, а бликов на рекламной фотографии быть не должно. Вторая проблема - надписи на задней стенке. Необходимо было осветить бутылку так, чтобы свет на заднюю стенку не падал, и она не просвечивала:

5.

6.

Перед началом съемки Дима отполировал бутылку до блеска:

7.

И начали возиться со светом, пытаясь осветить бутылку нужным образом. Не получилось. Решили заменить предметный столик:

8.

Потом заменили и его на стеклянную полочку:

9.

10.

Задняя надпись все равно просвечивала. Поставили сзади вырезанную из бумаги стенку, предварительно покрасив ее в оранжевый цвет. Сзади повесили черный флаг, чтобы освещать только края бутылки:

11.

В конце уже и меня припахали держать отражатель:

12.

В общем, могу вам сказать что предметная съемка оказалась совсем не простым занятием, и основные проблемы связаны не с самой фотографией, а с правильным подбором освещения. В итоге, проделав еще несколько манипуляций, Диме удалось победить бутылку. К сожалению, пока что заказчик не разрешил публиковать эту фотографию. Как только он даст добро, я вам ее покажу.

13.

Пока мы сражались с бутылкой, пришла наша ню-модель - прелестная девушка Оля. Первым делом она сняла с себя белье, чтобы тело отдохнуло и на нем не были видны следы от трусиков и бюстгальтера, и прошла в гримерку, где Наташа сделала пару штрихов:

Забегая вперед, скажу, что съемка длилась 5 часов, и мне искренне жаль было Олю. Ей приходилось неподвижно лежать или сидеть обнаженной перед незнакомыми людьми в течение очень длительного времени. Позже она сказала мне, что представляла себя нашей бутылкой, чтобы выдержать "пытку неподвижностью":

16.

Так же как и с бутылкой, на установку правильного света уходило много времени:

В какой-то момент Наташа решила обрызгать Ольгу водой и доверила это мне!

19.

28.

Завтра я улетаю в Анапу на фестиваль по кайтсёрфингу. Беру с собой 500-ку. Stay Tuned!

P.S. Если вам нужно сделать портфолио, сфотографировать детей или свою любимую игрушку на память, то не стесняйтесь звонить в Lume Studio по телефону + 7 925 740 0634 Качество гарантировано.

P.P.S. Данный пост является жестом доброй воли с моей стороны и не стоил представителям Lume Studio ни копейки.

UPDATE: Дабы у вас не было соблазна обсуждать модель вместо процесса, комментарии отключаю