Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. Язык тела всегда подскажет, если вы ошиблись в выборе партнера Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себ

От Гость >>

Работа с текстом (1)Когда человек выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. (2)По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке, низкой или высокой.
(3)Если человек рассчитывает приобрести материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура…
(4)Если человек живет, чтобы людям приносить добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. (5)Он ставит себе цель, достойную человека.
(6)Только жизненно необходимая цель позволяет человеку продолжить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. (7)От ошибок никто не застрахован. (8)Но самая главная ошибка – неправильно выбранная главная задача в жизни: это ошибка роковая. (9)Не повысили в должности – огорчение. (10)Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. (11)У кого-то лучшая мебель или машина – опять огорчение.
(12)Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. (13)А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? (14)Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью. (15)Поэтому главная жизненная задача не должна быть замкнута только на собственных удачах, она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, ко всей вселенной.
(16)Означает ли это, что человек должен жить, как аскет, не заботясь о себе, ничего не приобретать и не радоваться повышению в должности? (17) Отнюдь нет!
(18)Человек, который совсем не думает о себе, явление ненормальное: в этом есть какое-то показное преувеличение своей доброты и бескорыстия.
(19)Поэтому речь идет лишь о главной жизненной задаче.
(20)А ее не надо подчеркивать в глазах остальных людей. (21)И одеваться можно хорошо, но не обязательно лучше других. (22)И библиотеку нужно составлять, но не обязательно большую, чем у соседа. (23)И машину хорошо приобрести. (24)Только не надо второстепенное превращать в первостепенное.
Д.С. Лихачёв
1. Что вам известно об авторе данного текста?
А.
1. В каком предложении текста наиболее полно отражена основная мысль?
1) 5 2) 11 3) 9 4) 15
2. Какой(-ие) тип(ы) речи представлен(ы) в тексте.
1) рассуждение и описание
2) рассуждение и повествование
3) рассуждение
4) повествование
3. Укажите предложение, в котором использованы антонимы.
1) 3 2) 2 3) 6 4) 8
Б.
В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Вставьте на месте пропуска цифры, соответствующие номеру термина из списка.
В этом письме из цикла «Цель и самооценка» Д. Лихачев рассуждает о цели в жизни. Он анализирует нравственные категории, используя для этого _________(предложения 3, 4) и _______ (предложения 9, 10, 11). Рассуждать о самооценке ему помогают _____(предложение 2), а также ________ (предложение 15).

Список терминов:
1) анафора
2) ирония
3) лексический повтор
4) метафора
5) литота
6) вопросно-ответная форма изложения
7) парцелляция
8) однородные члены предложения
9) антонимы

Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке - низкой или высокой. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, - он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина рос­кошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура. Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека.

Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с досто­инством и получить настоящую радость. Да, радость! Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, какие неудачи могут его по­стигнуть? Не тому помочь, кому следовало бы? Но много ли людей не нуждаются в помощи? Если ты врач. то. может быть, поставил больному неправильный диагноз? Такое бывает даже у самых лучших врачей. Но в сумме ты все-таки помог больше, чем не помог. От ошибок ни­кто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая - неправильно выбранная главная задача в жизни.

Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме го­раздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. А что может потерять чело­век, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом».

Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем про­сто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.

(По Д.С.Лихачеву)

Дополнительные тексты для прослушивания

А в чём самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро - прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое вообще начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.

Добро рождается от любви. Ребёнок любит свою мать и своего отца, братьев и сестёр, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо научиться любить в человеке человека.

Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, по­тому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом - любовь к своей стране, во втором ненависть ко всем другим.

Большая цель добра начинается с малого - с желания добра своим близким, но, рас­ширяясь, она захватывает всё более широкий круг вопросов. Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся всё слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распростра­няясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.

Любовь не должна быть безотчётной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками - как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного.

(По Д.С. Лихачёву)


Похожая информация:

  1. A) обязательные и факультативные занятия в учебных отделениях, самостоятельные занятия по задании преподавателя и дополнительные с отстающими

Жизненную задачу… (1)Когда человек выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу , он вместе с тем невольно дает себе оценку . (2)По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке, низкой или высокой.

(3)Если человек рассчитывает приобрести материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура…

(4)Если человек живет, чтобы людям приносить добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. (5)Он ставит себе цель, достойную человека.

(6)Только жизненно необходимая цель позволяет человеку продолжить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. (7)От ошибок никто не застрахован. (8)Но самая главная ошибка – неправильно выбранная главная задача в жизни: это ошибка роковая . (9)Не повысили в должности – огорчение. (10)Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. (11)У кого-то лучшая мебель или машина – опять огорчение.

(12)Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. (13)А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? (14)Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью . (15)Поэтому главная жизненная задача не должна быть замкнута только на собственных удачах, она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, ко всей вселенной. (16)Означает ли это, что человек должен жить, как аскет, не заботясь о себе, ничего не приобретать и не радоваться повышению в должности? (17)Отнюдь нет!

(18)Человек, который совсем не думает о себе, явление ненормальное: в этом есть какое-то показное преувеличение своей доброты и бескорыстия.

(19)Поэтому речь идет лишь о главной жизненной задаче. (20)А ее не надо подчеркивать в глазах остальных людей . (21)И одеваться можно хорошо, но не обязательно лучше других. (22)И библиотеку нужно составлять, но не обязательно большую, чем у соседа. (23)И машину хорошо приобрести.

(24)Только не надо второстепенное превращать в первостепенное.

По Д. Лихачёву

Сочинение № 1 (из Интернета)

Ради чего живет человек? Какова истинная цель жизни? Такие вопросы возникают после чтения текста Дмитрия Сергеевича Лихачева.

Автор пишет о том, что люди могут ставить перед собой различные цели. Многие сосредоточены исключительно на преумножении различных материальных благ. Однако симпатии автора на стороне тех, кто живет, чтобы приносить добро окружающим. Сам выбор жизненной задачи многое говорит о человеке. Разве может сравниться удовольствие от приобретения нового имущества с той радостью, которую дают человеку его добрые дела!

Таким образом, размышляя над проблемой, Лихачев приходит к следующему выводу: истинная цель человеческой жизни состоит в том, чтобы нести людям добро, делать наш мир лучше. Трудно не согласиться с автором. Я тоже считаю, что ценность человека определяется его добрыми делами. Подумайте сами: что каждый из нас оставит после себя в мире ? Дома, дачи, машины, добытые нечестным путем, или добрую память тех, кому мы протянули руку помощи, кого не оставили в трудную минуту?

Подтверждение мысли автора можно найти в художественной литературе. Например, Пьер Безухов, герой романа Л. Н. Толстого «Война и мир», постоянно ищет достойную цель своей жизни: пытается облегчить жизнь крестьян, на свои средства снаряжает полк во время Отечественной войны 1812 года, пытается сделать все от него зависящее, чтобы жизнь людей в России стала лучше. Это ли не истинная цель, достойная настоящего человека?!

В романе В. Гюго "Отверженные" Жан, став мэром города, помогает нищим, берёт на воспитание девочку умершей женщины. Служение людям становится смыслом его жизни, он творит добро от души, при этом во всем отказывает себе, чрезвычайно скромен в быту.

Таким образом, каждый из нас, кто задумывается о своем месте в мире, должен следовать народной мудрости: «Лихо помнится, а добро век не забудется».

Сочинение № 2 (частично из Интернета, добавлены литературные аргументы)

«Судьба человека – в руках человека. Вот в чем ужас», – эту фразу В. Гжешика, поразившую меня своей парадоксальностью, я вспомнила сразу же, как только прочитала текст Д. Лихачева о тех перспективах, которые ждут человечество в результате его безнравственного отношения к выбору жизненных целей.

Лихачев поднимает проблему выбора цели в жизни.

Читая текст Лихачева, мы вместе с рассказчиком задумываемся над «главными жизненными задачами и целями человека». Автор убежден, что главная жизненная задача не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна быть продиктована добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к народу, стране, ко всей вселенной.

Книг, в которых герои живут во имя добра, очень много. Так, Пьер Безухов, герой романа Л.Н. Толстого «Война и мир», постоянно ищет достойную цель своей жизни: пытается облегчить жизнь крестьян, на свои средства снаряжает полк во время Отечественной войны 1812 года, пытается сделать всё от него зависящее, чтобы жизнь людей в России стала лучше. В начале своего пути Пьер далек от истины: восхищается Наполеоном, участвует в хулиганских выходках наравне с Долоховым и Курагиным, слишком легко поддаётся грубой лести, причиной которой становится его огромное состояние. И как итог - полная утрата смысла жизни. «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить и что ненавидеть? Для чего жить и что такое я?» - эти вопросы бессчётное количество раз прокручиваются в голове, пока не наступает трезвое осмысление жизни после встречи с народным философом Платоном Каратаевым. Только любовью движется мир и живет человек - к этой мысли приходит Пьер Безухов, обретая свое духовное «я».

Удивительно добрым человеком представляется нам «Юшка» из одноимённого рассказа А. Платонова. Этот странный человек вызывает раздражение у окружающих, его обижают все, от мала до велика. Юшка никому не даёт отпора. Только тогда, когда Юшки не стало, жители города узнают, что все деньги, заработанные нелёгким трудом, он относил девочке-сироте, которая училась на врача. Доброта Юшки нашла своё продолжение в его воспитаннице: бескорыстно, так, как это делал Юшка, она стала лечить людей.

Разницу между двумя жизненными дорогами очень точно выразил Лихачев в своей статье . «Самая главная ошибка – ошибка роковая – неправильно выбранная главная задача в жизни». От этого выбора зависит многое и для окружающих и для самого человека. Не материальное, а душевное богатство делает человека счастливым. А для этого мы должны быть гуманными, добрыми и понимающими людьми.

Ещё аргументы

Каждый выбирает для себя

Стихи Юрия Левитанского

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку -

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе.

Щит и латы, посох и заплаты,

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираем тоже - как умеем.

Ни к кому претензий не имеем.

Каждый выбирает для себя!

Т. Кузовлевой «Твори добро»

Твори добро –

Нет большей радости.

И жизнью жертвуй,

И спеши


Не ради славы или сладостей,

А по велению души.

Когда кипишь, судьбой

униженный,

Ты от бессилья и стыда,

Не позволяй душе обиженной

Сиюминутного суда.

Постой.


Остынь.

Поверь – действительно,

Все встанет на свои места.

Ты сильный.

Сильные не мстительны.

Оружье сильных – доброта.

Притча о добре и зле

Однажды один старый мудрый индеец – вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.

– Почему бывают плохие люди? – спрашивал его любознательный внук.

– Плохих людей не бывает, – ответил вождь. – В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь?

– Понятно, – сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: – Но какой же волк побеждает в конце?


files -> Учебно-методическое пособие для тренера-преподавателя, обеспечивающего процесс повышения квалификации учителей по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики»

Какую цель должен преследовать человек в своей жизни? К чему действительно следует стремиться, ради чего следует существовать? Именно этими вопросами задается Д. Лихачёв в своем тексте, рассуждая над проблемой смысла человеческой жизни.

Известный филолог говорит о том, что на пути от рождения до смерти люди могут придерживаться различных целей. Так, многие формируют свои жизненные принципы, основываясь на стремление «приобрести материальные блага». Автор обращает внимание на то, что существуют и люди, для которых первостепенным является желание «приносить добро».

Д. Лихачёв убеждён в том, что именно такое отношение к окружающим позволяет «прожить... жизнь с достоинством».

Кроме того, академик отмечает, что человек, стремясь посвятить всего себя бескорыстной помощи и совершению добрых дел, не обязательно должен быть аскетом. Автор убеждён, что каждый может прожить счастливую жизнь, полную любви к людям, не лишаясь различных благ. Ко всему прочему, Д. Лихачёв подчёркивает, что необходимо знать меру, не делать основной целью накопительство или же карьеру. Он акцентируют внимание на том, что не стоит «второстепенное превращать в первостепенное».

Позиция автора выражена ясно. Рассуждая над проблемой смысла жизни, он приходит к выводу о том, что настоящий человек должен ставить себе «достойную» цель существования. Так, важно, чтобы желание помочь, поддержать, обрадовать, совершить добрый поступок стало «внутренней потребностью» каждого. Только любовь к ближним дает человеку возможность сделать свою жизнь счастливой и наполненной смыслом – уверен Лихачёв.

Трудно не согласиться с автором текста. Действительно, как не просто понять, какой должна быть истинная цель человека в этом мире. Однако часто можно столкнуться с людьми, чьи потребности, желания ограничиваются стремлением заполучить какие-либо материальные блага, прославиться или занять высокую должность. Подобный смысл жизни может привести либо к необходимости переосмысления всех ценностей, либо к несчастному и одинокому существованию. Докажу свои мысли примерами.

Обратимся к произведению Л.Н. Толстого «Война и мир». Одним из главных героев романа является Андрей Болконский, среди жизненных целей которого преобладает стремление совершить подвиг на войне и продвижение по карьерной лестнице. В одном из сражений князь получает ранение. Лёжа на поле боя, он видит «высокое, бесконечное небо», которое помогает ему по-иному взглянуть на окружающую действительность. В этот переломный момент Андрей Болконский разочаровывается в своем кумире Наполеоне, осознает никчемность своих желаний, он решает посвятить всего себя близким людям, понимает, что любовь и самопожертвование является смыслом жизни человека.

Ещё одним примером может служить перемена взглядов Эбинейзера Скруджа в повести-сказки Ч. Диккиенса «Рождественская песнь в прозе». Главный герой произведения, старый мрачный скряга, давно уже никого и ничего не любит, кроме своих денег. Скруджу противны другие люди, он никогда не скрывает неприязни к ним. Однажды, в вечер сочельника, перед героем предстает дух покойного компаньона, умершего несколько лет назад. Мертвец рассказал, что после смерти был наказан за то, что из всего старался извлечь выгоду, не помогал людям, не делал добра, поэтому теперь желает, чтобы такая же участь не постигла Скруджа. Оказать помощь старому знакомому незваный гость попросил трёх духов: прошлого, настоящего и будущего Рождества. В итоге скупой, грубый и равнодушный к людям старик сумел измениться в лучшую сторону и стал жизнерадостным, позитивным именно благодаря тому, что основанные на его собственном опыте уроки помогли ему понять очень важную вещь: ориентирами на пути каждого человека должны быть не накопительство и материальное благополучие, а искренняя любовь к ближним и желание осчастливить других.

В заключение подчеркну глубокий смысл текста Д. Лихачёва и ещё раз скажу о том, что каждый, безусловно, вправе самостоятельно распоряжаться судьбой. Если же связать её с бескорыстной помощью окружающим, любовью к ближним, то непременно станешь счастлив и довольным тем, как проводишь дни своей жизни.

Обновлено: 2018-06-23

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.