Почему нельзя материться? Вред сквернословия. О вреде мата, сквернословия

Беседы в радиошколе трезвение
Ведущая Алевтина Лежнина

Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

П родолжаем наши беседы в школе трезвения. Наряду с пьянством, грех сквернословия сделался одним из страшных пороков нашего народа, удаляющего от Церкви и спасения во Христе Иисусе. Поэтому нашу беседу сегодня посвятим греху сквернословия.

С квернословие - болезнь нашего общества, которой поражены сегодня многие люди самых разных слоев и возрастных групп. То, что даже несколько лет назад считалось верхом бесстыдства и распущенности, сегодня стало чуть ли не нормой. Сквернословие проникло в печать, кино, на телевидение. Происходит опошление нашего быта. Уже повсеместно можно слышать утверждения, что мат - нормальное явление в языке, и если наш русский - великий и могучий, то и "матерки" у нас самые отборные и выразительные.. Мат грозит стать чуть не альтернативной нормальному литературному русскому языку. Гнилые слова становятся нормой в языке. Сквернословие употребляется даже в семьях и между взрослыми, и в разговоре родителей с маленькими детьми.

Е сли мы хотим, чтобы наш народ не прогнил, мы должны решительно отказаться от сквернословия и беречь великий Божий дар - прекрасный русский язык. "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог...Все через Него начало быть...", - говориться в Евангелии от Иоанна о Сотворении Мира. Слово есть духоносная сущность. Через слово молитвы человек общается с Богом... И с демонами - тоже через слова. Недаром молитвами наоборот, призывающими духов зла, называет сквернословие православная Церковь

"Уста тех, которые говорят срамное, изрыгают из своей гортани слова зловонные и непотребные, есть гроб, вместилище мертвых костей и тел",- говорил в своих проповедях святой Иоанн Златоуст.

П ричина сквернословия корениться в грехах: раздражительности, гневе, зависти и злости. Хотя человек, оправдывая себя, говорит, что, если бы не его окружение или ситуация, в которой он находился, он бы не сквернословил.

Е сли вынести за скобки все варианты человеческих рассуждений, то получилось бы примерно следующее: " Бог был не прав, дав мне таких родителей (жену, соседей, происхождение, страну, внешность и так до бесконечности). И пока человек так рассуждает, он находится в порочном кругу самооправданий и ропота на Бога. Напротив, человек, ежедневно ходящий пред Богом и молящийся Ему, принимает все без ропота - и хорошее и, как ему кажется, плохое, говоря: "Слава Богу за все!" Хотя кто наверняка может знать, что для его души полезно и что вредно, а молитва несет душе тишину и мир, вселяя надежду, что человек справится со всеми трудностями, которые встречаются в жизни.

П ричиной для сквернословия уже не служит раздражение, гнев, но скверные, гнилые слова стали частью обыденной речи, ими порой перекидываются даже влюбленные. Это признак особой деградации нашей культуры, когда уничтожается всякое понятие меры, такта в общении между людьми. Сегодня продаются даже словари матерной ругани.

Т ак было не всегда. Это явление приняло массовый характер в последнее время, когда силы тьмы, постепенно захватывают сферу духовного влияния на русский народ. Матерная ругань есть явное проявление зла в человеке. Издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием - от слова скверна. В словаре Даля, который является результатом глубокого изучения не книжного, а именно народного русского языка, сказано: "скверна" - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, непотребное, что мерзит плотски и духовно, нечистота, грязь и гниль, тление, мертвичина, смрад, вонь, непотребство, разврат, все богопротивное. Вот куда мы впали, отдавшись во власть смрадных, гнилых слов. Сквернословие наносит прямой вред не только духовному, но и физическому здоровью нации.

М атерщина - не просто ругань, стремление одержать верх над противником в словесной стычке. В конечном счете, она направлена не против людей, а против Бога, за что получила именование "черной ругани". Материться значит "ругаться по-черному". С дохристианских времен мат носит чисто магический, сакральный характер. Он - элемент служения сатане, проникший в светскую жизнь. Каждое матерное слово - это хуление Бога и прославление сатаны. Поэтому не случайно, что нецензурные слова у матерщинника заменяют молитвы. В сложные минуты, в тяжелом труде он не ищет помощи в обращении к Богу, а материться. Всплеск энергии в матерном слове, - и дело движется, хотя толкает его зло, которому тем самым отдает себя человек. Работа со злостью может быть эффективной. В результате воспитывается условный рефлекс: плохо тебе - матерись. Так человека отучают от Бога. Поэтому следует сказать четко и ясно, что матерщина - это служение сатане, которое человек осуществляет по собственной воле и публично. Возможно, что это достаточно страшно, чтобы сподвигнуть человека обуздать свой язык.

М ат - это вызов Божиим заповедям, вызов Богу. Святитель Иоанн Златоуст наставлял: "Не подобает, братие, православным христианам ругаться во брани, понеже есть Мати Божия". Матерящийся оскорбляет, во-первых, Пресвятую Деву Марию Богородицу, во-вторых, землю-мать, а в третьих, собственную мать. Хулитель, пока не раскается, считает Иоанн Златоуст, не должен даже входить в храм, прикладываться к иконам, кресту, подходить к причастию. Многие люди не подозревают, какая огромная сила скрывается в тех словах, которые мы произносим вслух и даже про себя. Мы не задумываемся над выбором слов. Но то, что мы облекаем в форму слов, затем возвращается к нам (бумерангом) в виде соответствующего жизненного опыта. Иоанн Златоуст говорит: "За срамословие Бог попущает на человека беды, напасти и многие болезни".

Н еобходимо сознавать, что речь нашу слышат не только люди, которых мы привыкли не стесняться, но слышат и Ангелы и Сам Господь. Неужели не остережемся от сквернословия, чтобы срамной речью не оскорбить Ангелов, не доставить радование бесам и не прогневить этим Бога? Вдумаемся, как, марая в грязи безнравственности свою речь, мы посрамляем дар Божий - великий наш русский язык. Мы попираем достоинство народа нашего и наше собственное достоинство.

В прежние времена русские люди отдавали себе отчет в том, насколько мерзко сквернословие, за него строго наказывали. При царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче за сквернословие полагалось телесное наказание: на рынках и по улицам ходили переодетые чиновники со стрельцами, хватали ругателей и тут же, на месте преступления, при народе, для всеобщего назидания наказывали их розгами.

Д ля убедительности того, как мерзостен перед Богом грех сквернословия, приведем несколько примеров явного наказания Божия за дерзкое срамословие. Свящ. Порфирий Амфитеатров вспоминал:

"На первых порах своей пастырской службы я усмотрел, что мои прихожане, помимо многих других нравственных недостатков, особенно заражены были привычкой к сквернословию. Немедленно начав борьбу с разного рода пороками своих пасомых, я особенно ополчился против их сквернословия. Обличал и бичевал этот порок. Благие результаты борьбы сказались: сквернословие сперва перестало оглашать улицы, а потом стало и совсем исчезать. Но вот, гуляя по своему саду, я был неприятно изумлен и возмущен ужасной матерщиной, разражавшейся на дороге. Я увидел парня лет 16, Василия, который, бичуя палкой волов, осыпал их отборным сквернословием. На мои обличения парень оправдывался, что его раздражали волы, медленно тащившие бочку с бардой, и что он и рад бы не сквернословить, да не может сладить с собой. Объяснив гнусность и греховность сквернословия, я постарался внушить парню немедленно и навсегда оставить свою дурную привычку, чтобы не подвергнуться гневу Божию. Парень на мои увещевания должного внимания не обратил и в тот же день подвергся грозному наказанию Божию. Направляясь с бардой вторично из винокуренного завода в барскую усадьбу, парень по-прежнему начал осыпать волов ударами и сквернословием. Вдруг раздался треск, бочка лопнула, и кипящая барда обдала парня с головы до ног. Страдания и стоны его были услышаны. Немедленно он был отправлен в больницу, где пролежал около трех месяцев. По выходе его из больницы я беседовал с ним по поводу постигшего его несчастья, которое он сам всецело приписывает праведной каре Божией за грех сквернословия". (Свящ. Порфирий Амфитеатров, Корм. 1905г.).

В след за святым крещением через помазание освященным миром на уста крещаемого налагается печать даров Святого Духа. Срамословием оскорбляется Дух Святой, освятивший уста христианина для употребления их во славу Божию. Оскверняясь сквернословием, человек отталкивает от себя Духа Божия.

П о слову Христа Спасителя "за всякое праздное слово люди дадут ответ в день Суда" (Мф. 12, 36). Однако грех сквернословия намного тяжелее греха празднословия. Стало быть, и наказание будет куда более тяжким! Горе сквернословам. "Гортань их - открытый гроб" (Рим.3, 13).

С квернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. Ученые Российской Академии наук под руководством Петра Горяева пришли к ошеломляющему выводу о том, что при помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. Оказывается, ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Одни сообщения оздоравливают гены, другие травмируют, подобно радиации. Например, добрые слова молитвы пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению. Причем ДНК не разбирается, общаемся ли мы с живым человеком или с героем телеэкрана. Любое произнесенное слово не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков.

П ервое из ожидающих душу после смерти испытаний - это мытарство за злые и бранные слова, "от слов своих оправдаешься, от слов своих осудишься". А наша "родословная" означает "род" в "слове". Православие считает сквернословие смертным грехом, т. е. грехом, ведущим к смерти, оно словесная жертва сатане. Корни его - в фаллических культах древнего Востока.

Т яготение к этому пороку стоит в прямой зависимости от того, насколько люди близки к Богу. Отодвигаясь от Него, человек вольно или невольно попадает в область сатанинскую, т.е. осатаневает, приобретая привычку обращаться не к Богу, а к сатане.

М атерясь в драке или в бою, человек неосознанно призывает бесов на помощь и получает от них силу и жестокость. Но долги приходиться платить, и сатана собирает щедрую дань с матерящегося воинства в виде пьянства, курения, половой распущенности. Все звенья этой порочной цепи поддерживают друг друга и ведут к смерти духовной и телесной.

В старой казачьей сказке "Смерть атамана Игната" есть такой эпизод: "Жестокая битва завязалась. Ядра до того густо летят, как будто мост через Кубань перекинули. А ни одно ядро казаков не разит потому, что они в духовной и плотской чистоте. Но распалился гневом Игнат да как крикнет: "Ах ты, ... забыл атаман, что казаку нельзя черными словами ругаться, тут его ядро в грудь и ударило". В щите веры оказалась щель - враг человеческий туда и уязвил!

Н е так давно я была свидетельницей случая, когда священник отказался освятить человеку его машину:

"Бесполезно ее освящать. Я всего раз призову силы небесные, а ты в ней, матерясь, постоянно призываешь силы адовы!"

"Я зык" по-старославянски означает "народ", каков язык, таков и народ. Может ли рассчитывать на что-то хорошее скверноязычный народ? И путь каждого из нас во многом зависит от его языка.

О дин из великих подвижников благочестия, авва Сисой сказал однажды своему: "Поверь, вот уже тридцать лет молюсь я Богу так: Господи Иисусе Христе! Защити меня от языка моего". И действительно. пагубная привычка злоречия и злоупотребления языком потому особенно корениться в нас и трудно побеждается, что самое орудие греха - язык постоянно при нас. Злоупотребление языком даже в обыкновенных разговорах неизвинительно для христианина. Святые Отцы требовали от своих учеников молчания и так усиленно старались обуздывать свой язык, что употребляли к тому самые решительные меры, - например, об авве Агафоне повествуется, что он провел три года, держа во рту камень, пока не научился молчанию. Что человеку следует более молчать, нежели говорить, тому научает его самая природа, которая дала ему два уха и два глаза, но один язык, чтобы он менее говорил, а более слушал и замечал.

Б удем же молиться, чтоб Господь помог нам победить язык наш и удержать слово наше в осторожном и мудром употреблении. "Положи Господи хранение устом нашим и дверь ограждения о устах наших". (Пс.140, 3).

Т резвитесь, бодрствуйте с Богом!

Беседа подготовлена по материалам газет
"Покров" и "Православная газета".



Горе сквернословам. Гортань их - открытый гроб.
(Рим. 3, 13)

В семье моих знакомых случилось пренеприятное происшествие. Их маленькая дочка пошла в детский садик. Через две недели после посещения садика каждое свое маленькое предложение девочка пересыпала страшными, грязными ругательствами, конечно совершенно не понимая, что сквернословит.

Опечаленные родители обратились к заведующей. Они оказались не первыми, кто пришел с этой жалобой. Заведующая обещала разобраться - и разобралась. Оказалось, что дети научились скверным словам от воспитательницы!
Сквернословие, скверные слова - так издавна в русском народе именовали матерщинщину. Корень идет от слова "скверна".
В словаре великорусского языка Даля сказано: "Скверна - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно, нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное".
Исчерпывающая характеристика. Даже по этому лингвистическому определению ясно, что сквернословие и - "непотребство, разврат, нравственное растление, все богопротивное" - есть грех. В чем состоит этот грех?
Когда человек говорит скверные, матерные слова, нарушая библейское: "слово гнилое да не исходит из уст ваших", он оскверняет, пачкает грязью свои уста. Матерщинник льет гнусную грязь в уши окружающих. Нередко этим самым он причиняет настоящее страдание тем, кто не выносит бранной речи. Хочется заткнуть уши и бежать. Портится настроение, то есть сметается, смущается благой настрой души.
Содержание матерных слов таково, что воздействует на сознание и даже подсознание человека, и особенно детей. Всякое слово, и хорошее и дурное, обладает весом и силой. Дурное слово наводит на дурные мысли, сеет зло, пусть и бессознательно. Ведь если и мысль наша материальна, то уж наверняка нечестивые наши выражения еще более материальны. Вот и скапливаются ругательные слова над нами черной аурой, принося беды и самому матерщиннику, и тем, кто его окружает. Сквернословие, несомненно, влияет на формирование нравственного стержня в человеке. Особенно страшно, когда в среде матерщинников воспитываются дети. Через уши да в душу попадают богомерзкие слова и закладывают в человеке нравственную грязь.
Срамословие присуще всем векам, местам и народам. Этот порок - наследие чисто языческое. Он всецело коренится в фаллических культах Древнего Востока, начиная с глубин сатанинских и темных бездн разврата в честь Ваала и прочих идолов. Причем порок этот и какое-то странное к нему тяготение, стоят в прямой зависимости от того, насколько близко человек стоит к Богу. И если он отодвигается от Бога, тотчас начинает входить в область сатанинскую и приобретать скверную эту привычку - призывать вместо Бога имя лукавого и вместо Божественных вещей - срамные, скверные, чудовищные выражения, матерную брань - на самом деле молитвенные формулы, обращенные к демонам.
Бесстыдные, срамные ругательства приводят благочестивых людей в содрогание.
Это не просто легкомыслие, грубые шутки, не простые колебания воздушных волн. Произнося страшные заклинания, то есть говоря матерные слова, человек призывает к себе гнуснейших бесов, приносит сатане словесную жертву.
Грех сквернословия легко перенимается и прививается. Он так разросся, что уже не осознается грехом. Из поколения в поколение передается это отвратительное наследие - так вырождается нравственность народа. Но все-таки никогда сквернословие не носило такого массового характера, такого невиданного размаха, как в последние годы. В воздухе витают нечистота, мерзкие ругательства. И это не только не одергивается, не пресекается, как было раньше. Это стало необходимой деталью жизни. Это открыто поощряется. Гнусные нецензурные слова несутся с экрана телевизора, со страниц современных книг, журналов, газет. Сегодня в книжном магазине можно купить словарь матерных слов. Значит, есть издатели, которые видят в этом благое дело! Дьявольские силы, устремившиеся погубить Россию, делают все, чтобы народ наш учился сам себя осквернять.
Еще совсем недавно существовало понимание, что материться - это стыдно, что нельзя материться при женщинах и детях. А что мы видим теперь? В последнее время к сквернословию пристрастились. Оно охватило все социальные слои общества. Со всех ступеней этой социальной лестницы - снизу доверху - сыпется "непотребное, что мерзит плотски и духовно".
Идут по улице девушки. Прекрасные, юные лица, красивые одежды. Но вот они раскрыли рты - и грязь, пакость полилась рекой. Они ничем не возмущены и не ссорятся между собою, просто это их обычный способ общения.
К сожалению, это обычный способ общения почти всей современной молодежи, и даже дети заражены сквернословием. За них особенно больно, и как их винить, если с детства они окружены матерщинщиной? Как от нее уберечься? В таких детях заметна какая-то особая черствость, равнодушие и пренебрежительность к окружающим.
Трудно представить их в будущем создающими теплый семейный очаг, спокойный и уютный.
Особенно страшно, когда сами родители оскорбляют детский слух нравственно растлевающими словами. Характер ребенка формируется в раннем возрасте. Детские психологи считают, что формирование его происходит с младенчества и до семи лет. Дальше начинает складываться мировоззрение, взгляд на мир, на жизнь, отношение к людям, окружающим его, обществу и различным явлениям жизни. Все это в основном приходится на школьный возраст. И, если весь этот большой, важный и сложный период человек находится под влиянием грязных слов, то, конечно, он вырастет ущербным, с цинизмом, презрением ко всему, гнилью в душе и характере. Родители в данном случае сами вырастили неполноценного ущербного человека. На того, кто постоянно грязно матерится, вряд ли можно положиться в каком-то серьезном деле, есть в этом признак духовного и нравственного разложения. Кто легко позволяет себе нечистоту, гнилую речь, тот может легко решиться и на нечистые дела.
Следует знать: склонность к сквернословию - это склонность к противлению против воли Божией; за склонностью к сквернословию и мату, как правило, прививаются такие грехи и пороки души, как тщеславие, эгоизм, плотские похотения и др.
В Ветхом Завете, если сын злословил отца или мать, его при свидетелях насмерть избивали камнями. В Священном Писании сказано: "От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься". Злые слова и матерщина не только наносят вред тому, к кому они обращены, но еще больше тому, кто их произносит.
Слово дано нам от Бога. Это такой чудесный и особый Божий дар, который дан только человеку. "Вначале было Слово", - говорится в Евангелии от Иоанна.
Словом Бог сотворил все. Слово и орудие человеческого творчества. Мы просвещаем и просвещаемся словом. А сквернословием сеется тьма. Апостол учит: "Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, он только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим" (Еф. 4, 29). Слово должно нести благодать - благие дары, добро, служить назиданием в вере, то есть приближать к Богу, а не удалять от Него.
Православная Церковь всегда запрещала сквернословие, злоречие, бранные выражения. Церковь также запрещала чертыхаться. Ведь это означает, что ты призываешь к себе чертей.
Россия - единственная страна, где народ называл свою Родину святою - Святая Русь, за ее стремление к святости, к целомудрию и высокой нравственности.
Это выразилось и в языке, который отражает не только практический, но и духовный опыт народа. Поганые слова никогда не считались (как это существует в других языках) нормой. Их всегда называли срамными, за них в прежние времена наказывали. Например, при царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче сквернословы несли телесное наказание. На рынках и по улицам ходили переодетые государственные люди со стрельцами, брали бранящихся и тут же всенародно, для всеобщего назидания, наказывали розгами.
Если мы хотим, чтобы наш народ не прогнил, не рассыпался бесплодным прахом, мы должны активно бороться с грехом сквернословия, не давать оскорблять полученный нами великий Божий дар - родной язык. Нельзя равнодушно смотреть, как уродуют его матерщинники, употребляя отвратительные, скверные слова, подсказанные извечным врагом рода человеческого. Ведь совершающий грех сквернословия сознательно калечит в себе образ Божий - и это начало богоотступничества.
По слову Христа Спасителя, за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда (Мф. 12, 36). Однако грех сквернословия намного тяжелее греха празднословия. Стало быть, и наказание будет куда страшнее!
Дар слова дан человеку в первую очередь для того, чтобы славить Господа. И сами уста наши, которыми мы должны славословить Господа, оскверняются срамословием.
Вслед за Святым Крещением, через помазание освященным миром, на уста крещаемого налагается печать даров Святого Духа. Срамословие оскорбляет Дух Святой, освятивший уста человека для употребления их во славу Божию. Скверными словами человек отталкивает от себя Дух Божий.
Устами христианин принимает Тело и Кровь Христову. Оскверняя срамословием уста, мы прогневляем Христа Спасителя. Вот что говорил святитель Иоанн Златоуст: "Лучше извергать гнилость изо рта, нежели сквернословие. Когда в душе твоей такой смрад, скажи мне, как ты дерзаешь приступить к Таинам Господним (то есть Святому Причащению)?
Мы целуем святой крест, святые, иконы, святые мощи, священную книгу Евангелие. Устыдимся произносить срамные, гнилые слова устами, освящаемыми прикосновением к великим святыням! Надо помнить, что речь нашу слышат не только люди, которых мы привыкли не стесняться, но слышат и Ангелы, и Сам Господь. Неужели не остережемся от сквернословия, чтобы срамной речью не оскорбить Ангелов, не обрадовать бесов и не прогневить этим Бога?
Будем помнить и о том, что сквернословие - начало пути к еще большему злу: матерщиной возносится страшная хула на Саму Пресвятую Богородицу, Владычицу земли русской.
А ведь многие даже не исповедуются в этом грехе и не пытаются от него избавиться, с легкостью воспринимают матерщину, различные низкопробные жаргонные выражения, уголовный жаргон. Помните, это грех мерзкий, избегайте его, избавляйтесь от него. Вместе с матерщинщиной вы приглашаете к себе бесовские силы, и постепенно они введут вас на стезю других пороков.
Кайтесь в этом грехе, призывайте имя Божие на помощь, молитесь святым с верой сердечной, и помощь Господня придет обязательно.

Происхождение сквернословия

Гнилые слова сегодня стали нормой в языке народа. Сквернословие можно услышать даже в семьях, и не только в общении между взрослыми, но подчас и в разговоре родителей с маленькими детьми. Причиной для сквернословия уже не служит раздражение, гнев, но скверные, гнилые слова стали частью обыденной речи, ими порой перекидываются даже влюбленные. Это признак особой деградации нашей культуры, когда уничтожается всякое понятие меры, такта в общении между людьми. Матерная ругань есть явное проявление зла в человеке.

Издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием — от слова скверна. Так, в словаре Даля сказано: «Скверна — мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно, нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное».

В русском народе издавна матерщинников именовали богохульниками. Матерный язык есть, согласно мнению ряда исследователей, наследие языческих времен, когда славянские племена еще не соединились в единый русский народ, создавший великую культуру, сформированную православным воспитанием. В определенный период древней языческой Руси матерные ругательства, скорее всего, являлись своего рода заклинаниями, с которыми непросвещенные христианством люди обращались к идолам, вступали в контакт с инфернальным миром.

В древности у многих народов существовал культ плодородия, олицетворением которого нередко являлись женские и мужские половые органы. Он был развит в различных фаллических культах Древнего Востока, начиная с «глубин сатанинских» (Отк. 2, 24) и темных бездн разврата в честь Ваала, Астарты и прочих. Проявлялся он и в суеверных обычаях древних греков и римлян. Чтобы оградить себя от враждебных демонов и дурного глаза, они навешивали на себя изображение божества fascinus (фаллический амулет), культ которого был возложен на девственниц и состоял в непристойных словах, движениях, в изображении фаллоса (символ — кукиш). Рекомендовалось также «сплюнуть на сторону» или три раза себе в пазуху, или выразиться крепко с упоминанием срамного божества.

У праславян источник фаллических обрядов — это культ Рода и рожениц, зарождение которого относят к периоду возникновения культурного земледелия. Часто срамоту (фал) изображали в виде каменных или деревянных идолов, перед которыми совершались магические ритуалы с жертвоприношениями и чтением заклинаний в виде матерных ругательств. Постепенно данный культ исчез, ритуалы упразднились, но в народной памяти матерные ругательства остались, хотя их истинный смысл и предназначение было забыто.

Известный филолог Б.А. Успенский указывает: «Поскольку те или иные представители нечистой силы генетически восходят к языческим богам, можно предположить, что матерная ругань восходит к языческим молитвам или заговорам, заклинаниям...»

Аргументом, свидетельствующим о происхождении мата от ритуальных заклинаний, является и суеверный народный обычай ругаться матом при возникновении различного рода бесовских страхований. Так, согласно народному поверью, отделаться от лешего и кикиморы можно не только молитвой, но и матерною руганью.

Последствия сквернословия

Оскорбление «трех матерей»

Народное сознание всегда полагало, что матерная брань оскорбляет «трех матерей человека — Богородицу, Мать — сыру землю и родную мать. До сих пор в деревнях помнят наставления стариков не ругаться матом, так как от этого «Богородица падает лицом в грязь». В фольклорных текстах звучит мотив страдания Богородицы от каждого прозвучавшего матерного слова:

«Матерно не бранится;
Мать Пресвятая Богородица
На престоле встрепенулася,
Уста кровью запекаются».

Кроме того, на Руси существовало убеждение «что матерная брань оскверняет землю и земля раскрывается, размыкается, разверзается, разваливается от матерного ругательства», что и приводит к землетрясениям и другим мировым катаклизмам.

Самоуничтожение

Сквернословие является нарушением заповеди Божьей. А заповеди Божии являются принципами творения — духовными законами бытия. Они есть предупреждение Бога, адресованное человеку — не делай того или иного, иначе тебе будет плохо. Если человек не внимает словам Творца и продолжает грешить, то включается механизм саморазрушения. Человек начинает уничтожать себя, но не только себя...

Проклятие рода

Раньше считалось, что матерщина задевает покоящихся в земле предков и приводит к оскорблению рода. Действительно, любое бесообщение приводит к проклятию грядущего рода грешника до третьего-четвертого колена, что, естественно, вызывает скорбь и возмущение всего прошлого рода.

Современные исследования доказывают, что слово может влиять на здоровье человека и воздействовать на его генетический аппарат. Из этого можно сделать важный вывод о том, что усвоенная и закрепленная страсть сквернословия пагубно отражается и на всем грядущем роде грешника. Приобретенная греховная поврежденность человеческой природы, которая передается из поколения в поколение, духовно ослабляет грядущее потомство и способствует вырождению всего рода. Таким образом, сквернослов или вообще бесплоден, или рожденные им дети несут в себе печать неполноценности, ослаблены родовым грехом, сильно подвержены процессу дегенерации.

Осквернение себя

Матерясь или чертыхаясь, человек невольно выполняет определенный магический обряд по вызову инфернальных сущностей из потустороннего мира. И вне зависимости от его желания, нечистые духи буквально облепляют матерщинника, приносящего им противоестественную словесную жертву. Это создает определенную духовную атмосферу вокруг него, негативно влияет на всю окружающую среду. Не случайно русское православное сознание определило матерщину как скверну, мерзость, нечистоту. Святые отцы говорят о наличии специальных блудных бесов: инкубов и суккубов, разжигающих в людях срамную похоть и наслаждающихся и питающихся подобной атмосферой. Фаллические культы и есть поклонение и общение с подобной категорией блудных бесов.

Влияние на детей

Особенно страшно, когда в среде матерщины и сквернословия воспитываются дети, когда сами родители закладывают в их души нравственную грязь. Такие дети обычно вырастают черствыми и, прежде всего, равнодушными к собственным родителям. Таким детям, как правило, бывает трудно создать свой семейный очаг, где царила бы позитивная духовная атмосфера. Если весь детский период своей жизни человек формировался под влиянием грязных слов, он вырастает духовно и морально ущербным, с гнилью в душе и в характере.

Влияние на женщин

Известный психофизиолог, врач, член всемирной экологической академии Леонид Китаев-Смык вот уже 40 лет занимается проблемой стресса и мата как его неотъемлемой составляющей. Согласно его данным, мат стимулирует выработку мужских половых гормонов — андрогенов, поэтому при частом употреблении матерных ругательств происходят сильные гормональные нарушения в среде организма. Особенно это касается женщин. Косметологи заметили, что те их клиентки, которые не могут жить без мата, больше остальных страдают от повышенной волосатости конечностей, у них более низкий голос.

Влияние на культуру

Сила народа выражается и передается как через веру, так и через культуру, главным орудием которой является народный язык. Общий культурный уровень народа при распространении сквернословия безусловно понижается.

Сквернословие приводит к разрушению личности, ее оригинальности, своеобразности. Возникает некая серая, заурядная во всех отношениях, безымянная, безликая человеческая масса. Снижается коммуникативность людей, разрастается пошлость, хамство, грубость. Привычка к сквернословию — признак духовного и нравственного разложения человека. Тот, кто легко позволяет себе нечистую гнилую речь, часто, как показала практика, легко решается и на нечистые дела.

Предаваясь матерщине, люди невольно способствуют разрушению своего общества. Когда человек говорит скверные, матерные слова, он не только оскверняет, марает свою душу и свои уста, вступая в той или иной мере в общение с нечистой слой, но и льет грязь в уши окружающих — развращает их содержанием матерщины, наводит на дурные мысли — сеет зло, пусть даже не осознавая этого.

Церковное предание о сквернословии

Сквернословие является нарушением девятой заповеди закона Божьего: Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна, т.е. Не произноси на другого ложного свидетельства. Этой заповедью Спаситель заповедует всегда обуздывать свой язык, говорить только правду и удерживать себя от лукавых речей и празднословия. Апостол Павел в послании Ефесянам пишет: «... сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам;... никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших;... отложите... злоречие, сквернословие — уст ваших» (Еф.5,4; 4,29; Кол.3,8;).

Свт. Климент Александрийский еще в конце второго века писал: «От неблагопристойных речей мы не только сами должны воздерживаться, но строгостью своего взгляда, отворачиванием головы, так называемым морщанием носа, а часто и жестким словом намордник набрасывать на уста и тем, кто вдается в такие речи». Еще более жестко обличал сквернословие свт. Иоанн Златоуст: «Хочешь ли знать, сколь великое зло — говорить срамное и постыдное? Всмотрись как краснеют от твоего бесстыдства те, которые тебя слушают. В самом деле, что может быть хуже и презреннее человека, бесстыдно срамословящего?.. Ничто так не прогневляет Его, Святейшего и Чистейшего, как такие слова; ничто не делает людей столь наглыми и бесстыдными, как когда они говорят и слушают подобные слова; ничто так легко не расстраивает нервы целомудрия, как возгорающийся от таких слов пламень. Бог вложил во уста твои благовоние, а ты влагаешь в них слова, зловоннее всякого трупа, убиваешь самую душу и соделываешь ее нечувствительною».

«Не давайте места диаволу» (Еф. 4, 27), — говорит апостол Павел в послании к Ефесянам. Между тем, очень многие люди дают ему место в каждом разговоре, так что даже создается впечатление, что речь их не полна, если черт или какое матерное ругательство здесь не будет упомянуто. Каждый христианин еще при крещении отрекался от «диавола и всех ангелов его». Отрекался, а, матерясь и чертыхаясь, опять призывает его в свою жизнь. Кто с благоговением призывает Бога, тот Бога и имеет. Кто матерится и призывает лукавого, тот получает его в верные спутники своей жизни. Поэтому чертыханье и матерщина есть не просто вредная и греховная привычка, а (пусть хоть часто и бессознательный) выбор нечистого в свои союзники.

Вслед за святым крещением через помазание освященным миром на уста крещаемого налагается печать даров Святого Духа. Срамословием оскорбляется Дух Святой, освятивший уста христианина для употребления их во славу Божью. Устами христианин принимает Тело и Кровь Христову. Оскверняя срамословием уста, освящаемые прикосновением к ним пречистого Тела и Крови Христовой, сквернословы оскорбляют и Христа Спасителя.

Необходимо сознавать, что речь нашу слышат не только люди, которых мы привыкли не стесняться, но слышат и Ангелы и Сам Господь. Срамной речью оскорбляется и весь невидимый мир, т.о. матерщинник предает себя в руки падших духов.

«Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас» (Мф. 5, 44), — говорит заповедь Божия. Проклинающий своих ближних нарушает заповедь Божью и вместо дел Божьих творит дела сатанинские. Проклятья и ругань — это область падших духов, и поступающие так являются проводниками этой злой воли. Кроме того, данное греховное действо свидетельствует о крайней распущенности, самолюбии и несдержанности человека, который, не терпя препятствий и противодействий со стороны ближнего, готов был бы его уничтожить за нанесенную обиду, но если в силу обстоятельств не может это сделать физически, то обрушивается словесно градом всяких мерзостных и злобных пожеланий.

Спаситель сказал: «Кто же скажет брату своему: «рака» (пустой, негодный человек) — подлежит синедриону» (Мф. 5, 22). Брань отличается от клеветы и сплетен тем, что не просто приписывает ближнему какой-то постыдный поступок, а оскорбляет его личность, присваивая ему как человеческому существу какую-нибудь крайне негативную черту. Брань часто выражается в злословии, оскорбительных жестах и действиях. Например, говоря о человеке «подлый», мы приписываем ему целый ряд бесчестных поступков.Говоря «бессовестный», отрицаем наличие в нем всякой чести и добродетелей. Ругательство «скот, осел» и подобные лишает человека разума и смысла, уравнивая его с бессловесными животными. Подобная брань является личным оскорблением и тогда, когда она касается личности жены, родителей или детей. Ничем незаслуженная личная брань вроде «бессовестного» (мы уже не говорим о матерных ругательствах) показывает полное отсутствие любви к ближнему. А с прекращением братской любви прекращаются и все добрые отношения к человеку подобно тому, как и во вражде заключается весь спектр грехов по отношению к ближним. Святым апостолом предсказано, что пред кончиной мира ругательства, как признак оскудения любви и форма общения в человеческом обществе, усилятся так же, как и другие пороки (2 Пет. 3, 3).

Часто люди легкомысленно оскорбляют себе подобных ругательными словами даже по ничтожному поводу и, нередко, в семейном быту. Многие ругаются просто по привычке, не придавая брани свойственного ей смыслового значения, другие — в порыве минутного гнева и нашедшей ярости. Такие побудительные мотивы брани менее греховны, чем осознанные целенаправленные ругательства. Но грех все равно остается грехом.

В прежние времена русские люди отдавали себе отчет в том, насколько гнусно и гибельно сквернословие, и за него строго наказывали. Уже в «Повести временных лет» неодобрительно поминается языческое «срамословие». В увещевании преп. Кирилла Белозерского сыну Дмитрия Донского князю Андрею Дмитриевичу сказано: «Тако же, господине, уймай под собою люди от скверных слов и от лаяния, понеже то все прогневляет Бога». Бесовские песни, «буе слово, срамословие, бесстудная словеса и плясание» были осуждены Стоглавым собором. При царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче за матерщину полагалось телесное наказание: на рынках и по улицам ходили переодетые чиновники со стрельцами, хватали ругателей и тут же, на месте преступления, при народе, для всеобщего назидания наказывали их розгами. В поучениях святителей и пастырей того времени говорится, что с человеком, который матерится, не следует «ни ясти, ни пити, ни молиться аще не останется такового злаго слова».

Как противостоять сквернословию

1. Исключить бранные слова из своего лексикона. Дело даже не только в матерной брани. В современном обиходе присутствует масса слов, замещающих матерные («блин», «хрень» т.д.). Все они выполняют функцию «словесной смазки» и замещения полноценных слов языка, то есть способствуют разрушению языковой фактуры. Такое «замещение» может быть катализатором мата и провокацией для человека, желающего «заострить проблему».

2. Проявлять нетерпимость к мату. Делать замечания на улице не всегда сподручно (для этого надо быть очень уверенным человеком с некоторыми педагогическими задатками). Но многие из нас сталкиваются с матом в устах хорошо знакомых и близких людей. И вот тут необходимо не допускать общения с помощью матерных слов, показывать, что подобное построение речи нам неприятно.

3. Тем, кто склонен анализировать, можно объяснять смысл мата (богоборчество, социальный бунт, разрушение языковой ткани). Многие ещё не понимают, что представляет собою мат.

4. Поскольку теперь у нас есть закон, позволяющий штрафовать за матерщину (КоАП РФ), то по факту появления мата в публичном пространстве можно подавать в суд.

Добро дерзновенно. Благое слово несущее Божественную энергию в сходных душах вызывает свет, укрепляет и ориентирует на добро, а в темных — выявляет и обличает, таящееся в них зло. Доброе слово несет нам с собой благость и радость в этой жизни, приготовляет светлые обители в Царстве Небесном. Противостоять распространению гнилых нецензурных слов — задача не только православия, а и всей нашей культуры.

О грехе сквернословия

Горе сквернословам. Гортань их - открытый гроб.

(Рим. 3, 13)


В семье моих знакомых случилось пренеприятное происшествие. Их маленькая дочка пошла в детский садик. Через две недели после посещения садика каждое свое маленькое предложение девочка пересыпала страшными, грязными ругательствами, конечно совершенно не понимая, что сквернословит.

Опечаленные родители обратились к заведующей. Они оказались не первыми, кто пришел с этой жалобой. Заведующая обещала разобраться - и разобралась. Оказалось, что дети научились скверным словам от воспитательницы!

Сквернословие, скверные слова - так издавна в русском народе именовали матерщинщину. Корень идет от слова "скверна".

В словаре великорусского языка Даля сказано: "Скверна - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно, нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное".

Исчерпывающая характеристика. Даже по этому лингвистическому определению ясно, что сквернословие и - "непотребство, разврат, нравственное растление, все богопротивное" - есть грех. В чем состоит этот грех?

Когда человек говорит скверные, матерные слова, нарушая библейское: "слово гнилое да не исходит из уст ваших", он оскверняет, пачкает грязью свои уста. Матерщинник льет гнусную грязь в уши окружающих. Нередко этим самым он причиняет настоящее страдание тем, кто не выносит бранной речи. Хочется заткнуть уши и бежать. Портится настроение, то есть сметается, смущается благой настрой души.

Содержание матерных слов таково, что воздействует на сознание и даже подсознание человека, и особенно детей. Всякое слово, и хорошее и дурное, обладает весом и силой. Дурное слово наводит на дурные мысли, сеет зло, пусть и бессознательно. Ведь если и мысль наша материальна, то уж наверняка нечестивые наши выражения еще более материальны. Вот и скапливаются ругательные слова над нами черной аурой, принося беды и самому матерщиннику, и тем, кто его окружает. Сквернословие, несомненно, влияет на формирование нравственного стержня в человеке. Особенно страшно, когда в среде матерщинников воспитываются дети. Через уши да в душу попадают богомерзкие слова и закладывают в человеке нравственную грязь.

Срамословие присуще всем векам, местам и народам. Этот порок - наследие чисто языческое. Он всецело коренится в фаллических культах Древнего Востока, начиная с глубин сатанинских и темных бездн разврата в честь Ваала и прочих идолов. Причем порок этот и какое-то странное к нему тяготение, стоят в прямой зависимости от того, насколько близко человек стоит к Богу. И если он отодвигается от Бога, тотчас начинает входить в область сатанинскую и приобретать скверную эту привычку - призывать вместо Бога имя лукавого и вместо Божественных вещей - срамные, скверные, чудовищные выражения, матерную брань - на самом деле молитвенные формулы, обращенные к демонам.

Бесстыдные, срамные ругательства приводят благочестивых людей в содрогание.

Это не просто легкомыслие, грубые шутки, не простые колебания воздушных волн. Произнося страшные заклинания, то есть говоря матерные слова, человек призывает к себе гнуснейших бесов, приносит сатане словесную жертву.

Грех сквернословия легко перенимается и прививается. Он так разросся, что уже не осознается грехом. Из поколения в поколение передается это отвратительное наследие - так вырождается нравственность народа. Но все-таки никогда сквернословие не носило такого массового характера, такого невиданного размаха, как в последние годы. В воздухе витают нечистота, мерзкие ругательства. И это не только не одергивается, не пресекается, как было раньше. Это стало необходимой деталью жизни. Это открыто поощряется. Гнусные нецензурные слова несутся с экрана телевизора, со страниц современных книг, журналов, газет. Сегодня в книжном магазине можно купить словарь матерных слов. Значит, есть издатели, которые видят в этом благое дело! Дьявольские силы, устремившиеся погубить Россию, делают все, чтобы народ наш учился сам себя осквернять.

Еще совсем недавно существовало понимание, что материться - это стыдно, что нельзя материться при женщинах и детях. А что мы видим теперь? В последнее время к сквернословию пристрастились. Оно охватило все социальные слои общества. Со всех ступеней этой социальной лестницы - снизу доверху - сыпется "непотребное, что мерзит плотски и духовно".

Идут по улице девушки. Прекрасные, юные лица, красивые одежды. Но вот они раскрыли рты - и грязь, пакость полилась рекой. Они ничем не возмущены и не ссорятся между собою, просто это их обычный способ общения.

К сожалению, это обычный способ общения почти всей современной молодежи, и даже дети заражены сквернословием. За них особенно больно, и как их винить, если с детства они окружены матерщинщиной? Как от нее уберечься? В таких детях заметна какая-то особая черствость, равнодушие и пренебрежительность к окружающим.

Трудно представить их в будущем создающими теплый семейный очаг, спокойный и уютный.

Особенно страшно, когда сами родители оскорбляют детский слух нравственно растлевающими словами. Характер ребенка формируется в раннем возрасте. Детские психологи считают, что формирование его происходит с младенчества и до семи лет. Дальше начинает складываться мировоззрение, взгляд на мир, на жизнь, отношение к людям, окружающим его, обществу и различным явлениям жизни. Все это в основном приходится на школьный возраст. И, если весь этот большой, важный и сложный период человек находится под влиянием грязных слов, то, конечно, он вырастет ущербным, с цинизмом, презрением ко всему, гнилью в душе и характере. Родители в данном случае сами вырастили неполноценного ущербного человека. На того, кто постоянно грязно матерится, вряд ли можно положиться в каком-то серьезном деле, есть в этом признак духовного и нравственного разложения. Кто легко позволяет себе нечистоту, гнилую речь, тот может легко решиться и на нечистые дела.

Следует знать: склонность к сквернословию - это склонность к противлению против воли Божией; за склонностью к сквернословию и мату, как правило, прививаются такие грехи и пороки души, как тщеславие, эгоизм, плотские похотения и др.

В Ветхом Завете, если сын злословил отца или мать, его при свидетелях насмерть избивали камнями. В Священном Писании сказано: "От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься". Злые слова и матерщина не только наносят вред тому, к кому они обращены, но еще больше тому, кто их произносит.

Слово дано нам от Бога. Это такой чудесный и особый Божий дар, который дан только человеку. "Вначале было Слово", - говорится в Евангелии от Иоанна.

Словом Бог сотворил все. Слово и орудие человеческого творчества. Мы просвещаем и просвещаемся словом. А сквернословием сеется тьма. Апостол учит: "Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, он только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим" (Еф. 4, 29). Слово должно нести благодать - благие дары, добро, служить назиданием в вере, то есть приближать к Богу, а не удалять от Него.

Православная Церковь всегда запрещала сквернословие, злоречие, бранные выражения. Церковь также запрещала чертыхаться. Ведь это означает, что ты призываешь к себе чертей.

Россия - единственная страна, где народ называл свою Родину святою - Святая Русь, за ее стремление к святости, к целомудрию и высокой нравственности.

Это выразилось и в языке, который отражает не только практический, но и духовный опыт народа. Поганые слова никогда не считались (как это существует в других языках) нормой. Их всегда называли срамными, за них в прежние времена наказывали. Например, при царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче сквернословы несли телесное наказание. На рынках и по улицам ходили переодетые государственные люди со стрельцами, брали бранящихся и тут же всенародно, для всеобщего назидания, наказывали розгами.

Если мы хотим, чтобы наш народ не прогнил, не рассыпался бесплодным прахом, мы должны активно бороться с грехом сквернословия, не давать оскорблять полученный нами великий Божий дар - родной язык. Нельзя равнодушно смотреть, как уродуют его матерщинники, употребляя отвратительные, скверные слова, подсказанные извечным врагом рода человеческого. Ведь совершающий грех сквернословия сознательно калечит в себе образ Божий - и это начало богоотступничества.

По слову Христа Спасителя, за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда (Мф. 12, 36). Однако грех сквернословия намного тяжелее греха празднословия. Стало быть, и наказание будет куда страшнее!

Дар слова дан человеку в первую очередь для того, чтобы славить Господа. И сами уста наши, которыми мы должны славословить Господа, оскверняются срамословием.

Вслед за Святым Крещением, через помазание освященным миром, на уста крещаемого налагается печать даров Святого Духа. Срамословие оскорбляет Дух Святой, освятивший уста человека для употребления их во славу Божию. Скверными словами человек отталкивает от себя Дух Божий.

Устами христианин принимает Тело и Кровь Христову. Оскверняя срамословием уста, мы прогневляем Христа Спасителя. Вот что говорил святитель Иоанн Златоуст: "Лучше извергать гнилость изо рта, нежели сквернословие. Когда в душе твоей такой смрад, скажи мне, как ты дерзаешь приступить к Таинам Господним (то есть Святому Причащению)?

Мы целуем святой крест, святые, иконы, святые мощи, священную книгу Евангелие. Устыдимся произносить срамные, гнилые слова устами, освящаемыми прикосновением к великим святыням! Надо помнить, что речь нашу слышат не только люди, которых мы привыкли не стесняться, но слышат и Ангелы, и Сам Господь. Неужели не остережемся от сквернословия, чтобы срамной речью не оскорбить Ангелов, не обрадовать бесов и не прогневить этим Бога?

Будем помнить и о том, что сквернословие - начало пути к еще большему злу: матерщиной возносится страшная хула на Саму Пресвятую Богородицу, Владычицу земли русской.

А ведь многие даже не исповедуются в этом грехе и не пытаются от него избавиться, с легкостью воспринимают матерщину, различные низкопробные жаргонные выражения, уголовный жаргон. Помните, это грех мерзкий, избегайте его, избавляйтесь от него. Вместе с матерщинщиной вы приглашаете к себе бесовские силы, и постепенно они введут вас на стезю других пороков.

Кайтесь в этом грехе, призывайте имя Божие на помощь, молитесь святым с верой сердечной, и помощь Господня придет обязательно.

В мировом сообществе бытует мнение, что русского человека невозможно представить без мата. Сквернословят в нашей стране люди, относящиеся практически ко всем социальным слоям. Нередко можно услышать с экранов телевизора, по радио и даже в детском саду от совсем маленького ребенка. Большинство из нас относятся к ненормативной лексике вполне нормально, считая ее всего лишь средством выражения своих эмоций. Однако на самом деле сквернословие несет в себе серьезную разрушительную силу, которая, по мнению ученых, может привести к вырождению целой нации. Причем этот процесс довольно сложно остановить, ведь он протекает незаметно, охватывая все больший круг русскоязычного населения планеты. Сегодня мы постараемся объяснить читателям, почему нельзя материться ни при каких жизненных обстоятельствах.

Перед тем как пытаться понять, почему нельзя материться в принципе, необходимо выяснить, что попадает под категорию «мат». Если внимательно почитать определение этого слова в разных словарях, то становится понятно, что мат - это одна из самых грубых и древних форм ненормативной лексики на Руси и в родственных языках.

Исходя из этого определения, можно сделать вывод, что бранные слова активно употреблялись еще нашими предками. Скорее всего вы сейчас подумали, что раз прадеды и прапрадеды позволяли себе иной раз ругнуться крепким словечком, то ничего страшного в этом нет. Но не торопитесь с выводами. Возможно и в давние времена с ненормативной лексикой все было не так уж и просто.

История возникновения мата

Многие люди настолько привыкли в своей повседневной речи к сквернословию, что даже не задумываются о том, почему нельзя материться и откуда пришли в нашу культуру эти Однако ученых ненормативная лексика интересует очень давно, и они на протяжении десятилетий изучают данный вопрос.

Изначально бытовало распространенное мнение, согласно которому мат пришел к славянам от монголов и тюркских племен. Но более тщательный анализ этих языков показал, что ничего похожего на матерную брань в них не было. А потому стоит искать корни сквернословия в более древних временах.

Очень сильно удивила этнопсихологов схожесть русского мата с заклинаниями древних шумеров. Многие слова были практически идентичны, что навело ученых на мысль о сакральном значении ненормативной лексики. И, как оказалось, они были на верном пути. После долгих исследований было выявлено, что матерная брань - это не что иное, как обращение к языческим духам, бесам и демонам. Она широко использовалась в языческих культах и обрядах, однако даже тогда сквернословить могли только особые люди, использующие свою силу для достижения тех или иных целей. Все еще не понимаете, почему нельзя материться? Тогда вам стоит дочитать статью до конца.

Многие слова, которые мы сегодня употребляем по нескольку сотен раз в день являются именами древних демонов, а другие - страшным проклятьем, насылаемом в стародавние времена только на головы врагов. То есть ежедневно используя мат, мы сознательно обращаемся к темным силам и призываем их на помощь. А уж они всегда рады ее оказать, а потом предъявить на оплату счет, который многим может оказаться непосильным.

Примечательно, что даже наши предки четко осознавали вред бранных слов. Им не нужно было объяснять, почему нельзя материться в Обычный человек мог использовать ненормативную лексику не чаще десяти раз в год и только в самых исключительных случаях. При этом каждый понимал, что расплата за эту слабость будет неминуемой.

Конечно, многим наше объяснение покажется сказкой. Ведь современный человек верит только в факты и цифры. Но что ж, мы готовы рассмотреть этот вопрос с точки зрения науки.

Научные эксперименты с ненормативной лексикой

Еще в советские времена ученые заинтересовались тем, как слово влияет на живые организмы. С самого детства мы знаем массу народных пословиц и поговорок на этот счет. К примеру, «доброе слово и кошке приятно» либо «слово не обух, а от него люди гибнут». Это должно было бы научить нас осторожно относиться к тому, что вылетает из нашего рта. Однако большинство людей относятся к своей речи крайне легкомысленно. И, как утверждают ученые, очень зря.

Научно-исследовательские институты нашей страны несколько лет проверяли гипотезу о том, как сильно может повлиять слово на психофизическое состояние живого организма. Опыты проводились на семенах, предназначенных для посадки. Было создано три экспериментальные группы. Первая несколько часов в день подвергалась воздействию самого отборного мата, вторая «слушала» обычную ругань, а на третью наговаривали только благодарственные слова и молитвы. К удивлению ученых, семена, на которые обрушивался мат, показали всхожесть всего лишь сорок девять процентов. Во второй группе цифры оказались выше - пятьдесят три процента. А вот семена из третьей группы взошли на девяносто шесть процентов!

Недаром наши предки знали, что ни в коем случае нельзя подходить со сквернословием к приготовлению пищи и посадке урожая. В этом случае не стоит даже ожидать хорошего результата. Но как именно действует мат? Этот процесс максимально раскрыл российский генетик Петр Горяев.

Воздействие ненормативной лексики на организм человека

Думаем, многие из нас читали Библию и помнят, что «вначале было Слово». Но большая часть людей даже не задумывались, что именно заключено в этой важной строке. А вот Петр Горяев сумел раскрыть этот секрет.

После многолетних исследований, которые он проводил в российских и зарубежных научных институтах, было доказано, что наша цепочка ДНК может быть представлена как осмысленный текст, состоящий из сгруппированных с особым смыслом слов. Сам ученый назвал этот феномен «речью Творца». Тем самым Горяев подтвердил, что своей речью мы можем как излечить себя, так и погубить. Он утверждает, что мыслеформы, а особенно произнесенные вслух слова воспринимаются генетическим аппаратом по особым электромагнитным каналам. Поэтому они могут оздоравливать и поддерживать нас, а в других случаях буквально взрывать ДНК, вызывая определенные нарушения и мутации. И мат - это самая разрушительная сила из всех существующих. Петр Горяев считает, что легкомысленное отношение к ненормативной лексике приводит не только к культурному, но и к физическому вырождению нации.

Удивительно, но частично подтверждают гипотезу Горяева и медики. Они давно заметили, что больные инсультом или пациенты после тяжелейших черепно-мозговых травм, которые теряют способность к речи, довольно свободно могут произносить длинные предложения, сплошь состоящие из матерных слов. А это значит, что в этот момент в организме сигналы проходят по совсем иным нервным цепочкам и окончаниям.

Мнение священнослужителей

Почему нельзя материться? В православии на этот счет всегда было единое мнение. Любой воцерковленный человек может объяснить, что ненормативная лексика в первую очередь — это грех, который неугоден Богу. Бранными словами мы тешим нечистого и призываем на помощь бесов. А уж они не упускают случая завести человека в еще более тяжелое и сложное положение. Таким образом, мы все дальше и дальше отдаляемся от Господа и не можем в полной мере открыть ему свое сердце.

К тому же многие матерные слова являются настоящим и страшным оскорблением для Божьей Матери и всего женского рода в целом. Вот почему девушкам нельзя материться ни в коем случае. Как будущие матери они должны нести в себе только светлую программу, а не быть «запачканными» проклятиями и богохульными словами. А к таким относится весь мат и любая бранная речь.

Священнослужители всегда пытаются донести, что слово - это особый Божий дар человеку. Им он связывает себя с окружающим его пространством невидимыми нитями и только от самой личности зависит, что именно будет происходить с ней. Часто даже верующие люди допускают сквернословие, а потом удивляются, что в их дом приходят беды, несчастья, нищета и болезни. Церковь видит в этом прямую взаимосвязь и советует тщательно контролировать свою речь даже в минуты сильного гнева.

Влияние мата на будущих матерей

Ученые утверждают, что сквернословие имеет возможность портить здоровье и состояние человека не только в сиюминутной ситуации, но и полностью менять его генетическую программу, заложенную природой. Матерщина будто выбивает из ДНК определенные звенья либо полностью меняет их. Любое произнесенное слово представляет собой определенную волновую генетическую программу, которая в большинстве случаев не имеет обратной силы. Поэтому женщины в положении должны особо тщательно следить не только за своей собственной речью, но и тем обществом, в котором они находятся. Ведь влияние мата распространяется не только на тех, кто сквернословит сам, но и на ту категорию, которую можно назвать «пассивными слушателями». Даже один человек в компании, употребляющий ненормативную лексику, может принести огромный вред всем присутствующим.

Если вы все еще не понимаете, почему беременным нельзя материться, то стоит обратиться к последним исследованиям ученых. Они заинтересовались данными о том, что в одних странах ДЦП и болезнь Дауна встречаются крайне редко, а в других - регулярно попадает в статистику заболеваний новорожденных. Оказалось, что в странах, где не существует такого понятия, как «матерщина», врожденных детских заболеваний гораздо меньше, чем там, где сквернословие является естественной повседневной речью практически каждого человека.

Дети и мат

Многие взрослые не считают нужным задуматься о том, почему нельзя материться при детях. Они считают, что малыши еще ничего не запоминают и не понимают, а значит, не воспримут ненормативную лексику как нечто вредоносное. Но данная позиция в корне неверна.

Мат очень опасен для детей любого возраста. В первую очередь он является проводником насилия в жизнь ребенка. Сквернословие чаще всего становится спутником драк и любых видов агрессии. Поэтому дети очень быстро пропитываются этой энергетикой и начинают активно транслировать ее в окружающий мир, удивляя своим поведением порой довольно благополучных родителей.

Во-вторых, от матерных слов практически мгновенно вырабатывается зависимость. Психологи довольно часто проводят параллель между ней и алкогольной либо никотиновой зависимостью. Ребенок, употребляющий с самого раннего возраста ненормативную лексику, с большим трудом сможет избавиться от этой привычки. Процесс потребует от него невероятных усилий.

В-третьих, сквернословие уменьшает шансы вашего чада на возможность в будущем обрести счастье и самому стать счастливым родителем здорового малыша. Поэтому постарайтесь максимально доходчиво доносить детям, почему нельзя материться.

Интересный факт о ненормативной лексике

Многие интересуются, почему нельзя материться в тюрьме. У этого правила существует несколько объяснений. К первому относят тот факт, что многие матерные слова содержат вполне понятные оскорбления. И на они трактуются буквально. Поэтому пара подобных слов может быть воспринята как смертельное оскорбление, за него вполне можно поплатиться жизнью.

К тому же в местах заключения существует свой язык - феня. Он несет довольно много негативной энергетики и психологи считают его воздействие на организм гораздо более мощным, чем мат.

Вместо заключения

Надеемся, что наша статья оказалась вам хотя бы немного полезной. И теперь вы будете тщательно подбирать слова в своей повседневной жизни. Ведь если каждый человек начнет следить за речью и исключит из нее сквернословие, то и общество в целом отвернется от матерщины. А вместе с этим - и от зла, которое она в себе несет.