Геше джампа тинлей - советы по укрощению ума. Кто главней? В России разгорается скандал из-за представительства Далай-ламы Геше джампа тинлей официальный

В августе этого года внимание сообщества буддистов Бурятии привлекло странное сообщение, пришедшее с берегов Байкала. Туристы засняли проходивший на берегу озера очень странный ритуал. За ехавшим по берегу автомобилем бежала толпа танцующих людей; вышедшего из машины мужчину, который лег на надувной матрос, люди подняли на руки и занесли в воду. «А закончилось это все опять же бегом за машиной! Что это? Секта? Что движет этими людьми? Почему они так боготворят этого учителя?» - задавался вопросом опубликовавший фотографии действа блогер в бурятском сообществе «ВКонтакте» «Аноним 03».

Вскоре в местной прессе появился ряд публикаций о якобы действующей в республике неизвестной «секте», однако за ними последовали опровержения, написанные сторонниками геше Джампа Тинлея - основателя буддистской централизованной религиозной организации «Дже Цонкапа». Именно этой организации принадлежит медитационный центр на берегу Байкала, в котором летом с.г. под руководством Джампа Тинлея проходили традиционные учения по Ламриму (духовным практикам, направленным на достижения буддийского «Пробуждения». - «НГР»), которые привели в смятение свидетелей происходящего. Развитие истории поставило ряд вопросов о том, как буддистские духовные структуры существуют и взаимодействуют на территории современной России.

В частности, так кто же все-таки представляет далай-ламу Тензина Гьяцо , духовного лидера последователей тибетской традиции, на территории России? Его духовным представителем называет себя Джампа Тинлей, ученики которого привлекли внимание туристов на Байкале. Он впервые прибыл в Россию в 1993 году - об этом сообщает его краткая биография на сайте Духовного центра ламы Цонкапы, основанного им в Москве около 20 лет назад. В том же году, сообщает сайт, состоялось назначение геше Джампа Тинлея духовным представителем далай-ламы в России. Однако почетным представителем лидера тибетских буддистов в России является шаджин-лама (президент Объединения буддистов Калмыкии) Тэло Тулку Ринпоче (Эрни Омбадыков). И эта информация требует пояснения.

История представительства далай-ламы в России после распада Советского Союза довольно запутанна. В 1991 году, сразу же после распада Союза, далай-лама посетил буддийские регионы России - Бурятию, Калмыкию и Агинский Бурятский автономный округ (который в 2008 году вошел в состав Читинской области и Забайкальского края, утратив статус субъекта Федерации). После этого, в 1992 году Тензин Гьяцо дважды посетил Калмыкию (в 1992 и 2004 годах) и один раз - Туву (также в 1992 году). В ходе первой из этих поездок вместе с главой буддистов Тибета в Россию впервые прибыл и Тэло Тулку Ринпоче, калмык, родившийся в семье эмигрантов в США. На следующий год он был избран верховным ламой Калмыкии.

Деятельность геше Джампа Тинлея больше связана с другой буддийской республикой в составе России - Бурятией, в которой расположен Байкальский медитационный центр. Как и Тэло Тулку Ринпоче , он родился за пределами России - в южноиндийском Майсуре. В течение 20 лет он занимался организацией буддийских общин в разных городах России: Москве, Улан-Удэ, Элисте, Кызыле, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Иркутске, Уфе, Красноярске, Сочи и других. В данный момент в организации действуют 22 центра. В 2013 году они были объединены в «Дже Цонкапа», названную в честь тибетского ламы - основателя школы буддизма Гелуг. Таким образом, оба представителя далай-ламы - не уроженцы России, что не делает вопрос яснее.

«По этому вопросу действительно существует некоторая путаница. Досточтимый геше Тинлей был духовным представителем его святейшества далай-ламы в России, СНГ и Монголии с 1993 по 1998 год, - сообщили «НГР» в администрации Центра ламы Цонкапы. - После окончания 5-летнего срока он в течение двух лет оставался советником по культуре. После 2000 года досточтимый геше Тинлей постов в Центральной тибетской администрации не занимал. Затем еще ряд людей были представителями его святейшества в России (не духовными, а просто представителями, возглавлявшими Центр тибетской культуры и информации). А в начале 2015 года Тэло Тулку Ринпоче был назначен уже почетным представителем его святейшества в России и Монголии и остается таковым по сей день. Однако, поскольку досточтимый геше Тинлей был первым и, по сути, единственным именно духовным представителем его святейшества в России, его иногда до сих пор продолжают так называть. Что касается структуры духовного представительства его святейшества и взаимоотношений с другими организациями буддистов, то с этим вопросом лучше, наверное, было бы обратиться непосредственно в само представительство».

Однако Тэло Тулку Ринпоче сообщил «НГР» о нарушении Тинлеем монашеских обетов, тем самым подтвердив те сведения, которые ранее опровергали последователи Тинлея в бурятской прессе. По его мнению, духовным представителем далай-ламы Джампа Тинлей назначил себя самостоятельно. «Геше Джампа Тинлей действительно был направлен в Россию его святейшеством далай-ламой в 1990-х годах, но не в качестве «духовного представителя», а в качестве младшего секретаря, - прокомментировал ситуацию корреспонденту «НГР» Тэло Тулку Ринпоче. - В его функции входило чтение лекций по буддизму и оказание помощи в восстановлении буддизма в традиционных буддийских регионах, что было необходимо после распада Советского Союза. Некоторое время спустя геше Джампа Тинлей обратился с просьбой о представлении ему статуса «духовного представителя его святейшества далай-ламы», ссылаясь на то, что в противном случае ему будет сложно осуществлять возложенные на него функции. Он не получил ни положительного, ни отрицательного ответа со стороны тибетского правительства, однако по собственной инициативе стал использовать придуманный им же титул. Через какое-то время срок его службы младшим секретарем истек, ему не было предложено продолжить работу на этом посту, но и он сам не проявлял в этом заинтересованности. После этого он стал действовать в качестве независимого буддийского учителя. Он действительно был буддийским монахом, однако впоследствии нарушил обеты и более не является монахом и не имеет никакого отношения к представительству его святейшества далай-ламы в России».

Одним из крупнейших в России объединений буддистов является Буддийская традиционная сангха России (БТСР) с центром в Иволгинском дацане в Бурятии. В Бурятии же существует региональная централизованная религиозная организация «Майдар». В 1993 году была зарегистрирована Российская ассоциация буддистов Алмазного пути традиции Карма Кагью, в которую объединились более 80 российских и украинских общин, исповедующих буддизм «алмазного пути». С 1991 года как централизованная религиозная организация действует Объединение буддистов Калмыкии, главой которого и является Тэло Тулку Ринпоче. Под его духовным руководством работают также Центр тибетской культуры и информации и фонд «Сохраним Тибет» в Москве.

Большинство буддийских организаций в России, таким образом, представляют собой этнические или региональные объединения верующих. Однако с «Дже Цонкапа» дела обстоят несколько иначе. Сам Джампа Тинлей - сторонник так называемого «несектарного» подхода к буддизму, отказывающегося от деления его на школы и концентрирующего учение на «Трех основах пути ламы Цонкапы». Такой «внешкольный» подход делает его эффективной миссионерской стратегией.

КАК ОБРАЩАТЬСЯ С БУДДИЙСКИМИ КНИГАМИ


Дхарма – Учение Будды – священное лекарство, которое помогает и Вам, и другим избавляться от страданий. Поэтому ко всем текстам, содержащим Учение Будды, на каком бы языке они ни были написаны, надо относиться с уважением. Не следует класть их на пол или стул, ставить на них какие-либо предметы – даже изображения Будды. Нельзя слюнявить пальцы, переворачивая страницы. Хранить тексты Дхармы полагается на алтаре или другом почетном месте. Если надо избавиться от испорченного или поврежденного священного текста, лучше сжечь его, чем выбросить в мусорное ведро. Подобным же образом рекомендуется почитать священные тексты других религий.


Предисловие.


Эта книга составлена по материалам лекций досточтимого Геше Джампа Тинлея, прочитанных им в Кызыле в 2008–2009 годах. В этих лекциях автор касается нескольких важных тем буддийского учения: кармы, четырех благородных истин, методов развития шаматхи и пр. Об этих темах можно говорить как о гранях алмаза буддийской мудрости, потому что для человека, понимающего их цель и смысл, они не являются разрозненными. Все эти темы и практики предназначены для более глубокого познания и укрощения нашего ума.

Все наши разочарования, неудачи, неуверенность и боль, согласно учению Будды, проистекают из одного корня – ума, который настолько привык создавать ложные проекции и запутался в них, что вовсе потерял связь с реальностью мира и собственной природой. В этой книге досточтимый Геше Джампа Тинлей рассказывает своим тувинским ученикам о том, как, применяя на практике различные аспекты буддийского знания, сделать свой ум здоровым (радостным и свободным от заблуждений), как приблизиться к познанию истины.

Многие буддийские советы, даже касающиеся формальной практики медитации, имеют параллели – возможности применения этих знаний и методов тренировки в повседневных жизненных ситуациях. Это помогает понять, насколько универсальным является учение Будды. Оно предназначено не для создания какого-то особого духовного измерения, позволяющего отдохнуть от раздражающей и угнетающей российской повседневности: семейных ссор, кризиса, грубых начальников или нерадивых подчиненных. Оно позволяет действительно преобразовать эту повседневность, сделать ее духовной, исполненной высшего смысла.

Не случайно автор пересматривает такие понятия, как «высокий уровень жизни», «жить полной жизнью» и пр. Смысл этих понятий для россиянина зачастую обусловлен рекламными образами красивого и беззаботного существования. Тому, кто опьянен этими образами счастья, сложно объяснить, что природа наших желанных объектов – страдание и что истинно высокий уровень жизни обретается иным путем.

Досточтимый Геше Джампа Тинлей сказал о себе однажды, что он не из тех учителей, которые вдохновляют посвящениями и учениями о высших реализациях, но из тех, что опускают учеников на землю, показывая им их реальную ситуацию. Этот подход можно назвать практичным и очень «земным». Для российских учеников, склонных воспарять в облака и использовать учение Дхармы для увеличения своей запутанности, такой подход представляется наиболее полезным. Тем не менее Учитель предостерегает учеников и от другой крайности – недооценки собственных способностей. Он показывает, как, например, искренняя и чистая практика пяти сил (одна из основных практик в системе учений по тренировке ума, лоджонгу) может стать кратчайшим путем к освобождению от сансары.


Глава 1. Сделайте свой ум здоровым.

1.1. Укрощение ума – путь к счастью


Получайте это учение с намерением укротить свой ум, сделать его более здоровым. Породите определенный уровень убежденности в том, что лучший метод решения проблем, а также обретения счастья – это укрощение ума. Все другие методы, которые мы использовали на протяжении бесчисленных жизней, неэффективны. Все они были направлены на то, чтобы кем-то стать, что-то обрести или куда-то уехать. Ради достижения этих целей в своих предыдущих жизнях мы много раз получали образование, т. е. изучали экономику, политику и другие науки. В одной из своих предыдущих жизней мы, возможно, пытались создать ракету и улететь на ней далеко-далеко, но так и не решили своих проблем. Если мы не излечим тот больной ум, который имеем сейчас, то, ку да бы мы ни поехали, наши проблемы отправятся вместе с нами.

Вы должны понимать, что основная причина всех страданий состоит в том, что наш ум болен. Пораженный болезнью омрачений, он мыслит нездоровым образом. Из-за нездоровых мыслей мы совершаем нездоровые действия, которые делают несчастны ми других людей, а также нас самих. Насколько более здоровым станет после получения учения ваш ум, ровно настолько вы буде те счастливее сами и сможете делать счастливыми других. Если вы исследуете, то обнаружите, что большую часть проблем в нашей жизни мы создаем себе сами. Может быть, десять или двадцать процентов неприятностей возникает Из-за внешних физических условий, а восемьдесят процентов обусловлены нашим мышлением. «Он говорит то… Она говорит это… Может быть, на самом деле все вот так», – проблемы возникают Из-за такого нездорового образа мыслей.

Что бы вы ни имели, Из-за искаженного мышления вам всегда этого мало, потому вечно возникают какие-то проблемы. Если чего-то нет – у вас проблема, если это появляется – вы все равно остаетесь неудовлетворенным. Например, женаты вы или холосты – и то и другое воспринимается вами как проблема. Даже золото и бриллианты не защитят вас от бед, если вы не вылечите свой больной ум. Ведь эти материальные ценности не избавляют вас от болезни омрачений.

Иметь здоровое мышление и при этом маленькую зарплату – очень хорошо. А если к тому же зарплата хорошая – еще лучше. Если вы замужем – вы счастливы, а если нет мужа – вы также до вольны жизнью. Иногда люди думают, что им нужно обрести что-то во внешнем мире, чтобы стать счастливыми, но это неправда. Если вам удалось чуть-чуть подлечить свой ум, то даже чай без молока или кусок хлеба без колбасы покажется вам очень вкусным. Это действительно так. Когда ум здоров, что бы мы ни ели, все становится полезным и вкусным.

Ученые проанализировали связь между ментальным и физическим здоровьем и пришли к выводу, что человеку со здоровым умом любая еда дает особую энергию. Когда ум нездоров, даже из очень хорошей еды мы не способны извлечь ее сущность – питательные вещества. Когда в горах Тибета медитируют йогины, ум которых здоров, они способны извлекать сущность даже из простой воды, поэтому живут долго. Вдыхая воздух, они извлекают сущность воздуха, поэтому сохраняют крепкое здоровье, имеют сильный иммунитет.

Нездоровый ум порождает нездоровые мысли, которые не дают вам покоя. А какой смысл становиться каким-то важным человеком, если ум болен? Даже если вас изберут президентом и ваше имя будет у всех на слуху, ваш ум останется прежним. В таком случае вы не будете счастливы и на этом посту, не сможете спать спокойно. Если вы всего лишь надели дорогой галстук, но не изменились внутри, тогда нет разницы, какой вы занимаете пост. Но если вы сможете излечить свой ум, приняв подобный лекарству нектар Дхармы, тогда отпадет нужда так заботиться о своем статусе и репутации.

Куда бы вы ни отправились с этим больным умом, у вас всегда будут проблемы. Один ученик сказал своему наставнику: «Я хочу родиться в чистой земле». Учитель ответил: «С таким больным умом даже в чистой земле ты не будешь счастлив». Во-первых, вы не сможете попасть в чистую землю, но даже если попадете, Из-за такого состояния ума вы не обретете там счастья.

Но если ваш ум укрощен, вам нет необходимости куда-то уезжать. Вы будете счастливы везде, где бы ни находились. Геше Лобсанг Тхубтенбашкы не хочет никуда уезжать, ему нравится находиться здесь, в Кызыле. Я даже уговаривал его отправиться в Европу, Канаду, но он спросил: «Зачем?» – «Отдыхать!» – «Какая разница, где отдыхать?» У него есть родственники в Канаде, и они просили его приехать к ним пожить, но он отказался. Когда ум укрощен, ему очень приятно находиться даже здесь, в Туве, в маленьком городе Кызыле, где нет железной дороги.

В прошлом мастера Тибета, а также тувинские мастера, достигнув определенной степени укрощенности ума, оставались дома, им очень нравилось там находиться. Они не стремились никуда уходить, потому что их дом был для них самым счастливым местом. А если вы не обуздаете свой ум, то, находясь в Кызыле, вы захотите уехать в Красноярск, Новосибирск или Москву, но там вы начнете скучать по Кызылу и рваться домой. Так можно проездить всю жизнь туда-сюда, оставаясь несчастным всюду. Это болезнь – метаться туда и обратно, быть неспособным усидеть на одном месте. Укрощайте свой ум, развивайте его – в этом и заключается суть буддийской практики.

Недавно, с выходом моей новой книги "Шаматха и махамудра", у всех моих учеников появилась хорошая теоретическая основа для развития однонаправленной концентрации. Теперь я бы хотел, чтобы члены всех моих центров по всей России раз в неделю собирались вместе и развивали однонаправленную концентрацию - медитировали на развитие шаматхи. В общем собираться в центрах можно 2-3 раза в неделю, но одну из таких встреч обязательно нужно посвящать развитию сосредоточения. В начале сессии читайте молитву и далее приступайте к медитации. После этого обсуждайте как прошла ваша медитация, каков объект медитации, с какими трудностями вы сталкиваетесь и т.д. Таким образом люди будут развиваться. Кроме этого вспоминайте, каковы ошибки медитации и как они устраняются. Это важно помнить всем. Так в любой области: если вы не знаете ошибок, то вы не добьетесь прогресса. Поэтому, чтобы добиться развития в любой области сначала вам необходимо знать, какие ошибки вас подстерегают и каковы противоядия для устранения этих ошибок. И далее, если вы будете постепенно устранять эти ошибки - сначала грубые, далее среднее и в конце самые тонкие, то вы добьетесь нужного прогресса. Итак, в течение многих лет я говорил вам: "Не медитируйте слишком много." Теперь же я говорю: "Медитируйте! Для этого у вас вся необходимая теория".

Также, кроме коллективных практик в центре, занимайтесь развитием сосредоточения в повседневной жизни. Тогда интенсивная медитация на Байкале станет для вас более эффективной.

Итак, готовьтесь!

В среду я встречался с учеными из новосибирского академгородка, и они мне рассказали, что существует особое устройство, которое способно оценивать, есть ли у человека способности к концентрации. Для меня такое устройство было бы очень полезно, я бы хотел проверить, кто обладает большим потенциалом к развитию однонаправленной концентрации.

Также мы с учеными обсудили постройку специального дома для научного исследования ума на территории байкальского медитационного центра. Я высказал им свою точку зрения по поводу того, что в настоящее время ученые уже пришли ко всем возможным открытиям в отношении материи и теперь наука находится в тупике. "Теперь вы хотели бы изучать Марс, Юпитер и т.д. Если вы что-нибудь открываете в этой области, это хорошо, но если нет, ничего страшного. Эти планеты чрезвычайно далеки от вас. Но что касается ума, мы его используем все время и в этой области открытия нам просто необходимы", - сказал я.

Наука очень слабо представляет, что такое ум. Многие ученые думают, что ум это мозг, но это очень плохое понимание ума. Я им привел пример, что электрический ток это не компьютер. Если ток заканчивается, компьютер становится мертвым. И точно также мозг подобен компьютеру и без тока сознания мозг мертв. Поэтому я им сказал с уверенностью на сто процентов, что ум это не мозг. Если развивается ум, то также развивается и мозг. "Так, проводите исследования, анализируйте и вы сможете обнаружить много полезного для человеческого общества". Ученые же хотели бы заниматься такого рода исследованиями и собрать побольше информации о том, к каким изменениям в теле и мозге способна привести медитация.

Досточтимый Геше Джампа Тинлей родился 5 июня 1962 года в Мисоре (юг Индии) в семье тибетских беженцев. После окончания школы он поступил в Центральный тибетский институт в Варанаси, по окончании которого получил степень шастри (бакалавра) философии, санскрита, тибетского и английского языков. С 1984 года около пяти лет работал переводчиком тибетских учителей в буддийском Институте Дорджечанга в Новой Зеландии. В возрасте 25 лет Геше Тинлей принял посвящение в духовный сан и стал монахом. В 1993 году, после трехгодичного затворничества в горах Дхарамсалы, по желанию Его Святейшества Далай-ламы XIV Геше Тинлей отправился в Россию, чтобы занять пост духовного представителя Его Святейшества. В феврале 1994 года в монастыре Сера (Южная Индия) он успешно сдал экзамен на звание доктора буддийской философии (геше).

За годы своей деятельности в России в качестве духовного представителя Его Святейшества Далай-ламы, а затем советника по делам культуры и религии Тибета, Геше Тинлей всячески способствовал возрождению и развитию буддизма в традиционных регионах его распространения (Калмыкии, Бурятии, Туве). С годами у него также стало появляться все больше учеников в европейской части Россиии и в ряде городов Сибири, в результате чего в них тоже образовались буддийские Центры.

Геше Тинлей неустанно путешествует по России с лекциями по буддийской философии и практике. Учение Досточтимого геше Тинлея основывается на коренных буддийских текстах, подлинных первоисточниках - "Абхидхармакоше", "Абхисамаяаламкаре", "Мадхьямикааватаре" и других. Являясь убежденным последователем традиции величайшего учителя тибетского буддизма, основателя школы Гелуг Ламы Цонкапы, Геше Тинлей дает своим ученикам подробное и всесторонее учение по этапам пути к Просветлению (Ламрим), уделяя наибольшее внимание Трем основам пути, без которых невозможно достичь состояния Будды, - отречению, бодхичитте и познанию пустоты. Помимо философских знаний, Геше Тинлей дает также практические наставления по буддийской медитации, основанные на его собственном богатом опыте проведения медитативных затворничеств; под его руководством проходят коллективные и индивидуальные затворничества по Ламриму и предварительным практикам (нендро).

Досточтимый Геше Тинлей является духовным руководителем множества российских буддийских Центров традиции Гелуг, в том числе Московского Буддийского Центра Ламы Цонкапы, Центра «Зеленая Тара» в Улан-Удэ, Центра "Асанга" в Санкт-Петербурге, Центра «Ченрези» в Элисте, Центра «Манджушри» в Кызыле, Центра «Тара» в Омске, Центра «Атиша» в Иркутске, Центра «Майтрейя» в Новосибирске, Центра «Тушита» в Уфе, Центра «Пунцог Чопел Линг» в Ростове-на-Дону и других. За благородный труд по возрождению и укреплению основ буддийского Учения Досточтимый Геше Тинлей был удостоен высоких государственных наград республик Калмыкии и Тувы, отмечен почетной грамотой Народного Хурала республики Бурятия.

Геше Джампа Тинлей - автор опубликованных на русском языке книг «Живая философия и медитация тибетского буддизма» (1994), «Буддийские наставления» (1995), «К ясному свету» (1995), «Шаматха» (1995), «Смерть. Жизнь после смерти. Пхова» (1995), «Тантра - путь к пробуждению» (1996), «Сутра и тантра - драгоценности тибетского буддизма» (1996), «Мудрость и сострадание» (1997), «Комментарии на краткую практику Ямантаки» (1998), «Ум и пустота» (1999), «Бодхичитта и шесть парамит» (2000), «Подготовительные практики нендро» (2004), «Очищение ума» (2007), Лоджонг (2009) и др. Издательство «Дже Цонкапа» готовит к изданию ряд новых книг Геше Тинлея, основанных на уникальном и ценнейшем для каждого буддийского практика материале прочитанных им лекций.

Досточтимый Геше Тинлей является высококвалифицированным мастером буддийской философии и медитации. Линия преемственности передаваемого им учения, не прерываясь, проистекает от самого Будды Шакьямуни и включает в себя таких великих наставников Индии и Тибета, как Падмасамбхава, Атиша, Миларепа и Лама Цонкапа. Его непосредственными учителями являются ныне живущие, а также уже ушедшие выдающиеся духовные мастера современности: Его Святейшество Далай-лама XIV, геше Наванг Даргье, Панор Ринпоче, геше Намгьял Вангчен и др.

Несмотря на обширную деятельность по передаче буддийского учения, Геше Тинлей неоднократно проводил многомесячные медитативные практики в затворничестве, являя собой подлинный пример буддийского философа и йогина.

Досточтимый Геше Джампа Тинлей - один из немногих постоянно проживающих в России выдающихся буддийских учителей. В течение многих лет он системно и последовательно передает своим ученикам все богатство буддийской философии и практики, давая подробнейшие наставления по всем аспектам буддийского учения, обучая полному Учению Сутры и Тантры. Геше Джампа Тинлей является одним из наиболее значимых буддийских учителей современной России.