Топ самых сексуальных девушек Якутии. Настоящая якутка, как она выглядит Уход за собой

От редакции «Леди Mail.Ru». Наша страна так велика, что жизнь в разных ее уголках может порой кардинально отличаться. В Петербурге, Дагестане и Калмыкии представления о моде, красоте и женском предназначении неизбежно будут разными. Об этих особенностях — иногда забавных, иногда трогательных — мы и хотим вам рассказать в нашей новой серии материалов о женщинах из разных регионов России.

Ирина Ефимова — якутка, родилась и живет в зоне вечной мерзлоты и знает не понаслышке, как оставаться красивой в -50 ºC. Ее мы и спросили о том, как выглядит типичная современная представительница этого народа.

Ирина Ефимова родилась и живет в Якутии

«Я родилась и выросла в Якутии, самой большой из республик, входящих в состав России. У нас удивительно красивая природа и суровый резко континентальный климат: температура колеблется от от +40 ºC летом до -60 ºC зимой. В Якутске — столице региона — живут 320 тысяч человек. Это самый крупный город, расположенный в зоне вечной мерзлоты.

В Якутии суровый климат, но потрясающе красивая природа

Среди якуток есть два типа девушек: «вилюйский» (от названия реки Вилюй) — смуглые, тонколицые, горбоносые, со смоляными, часто вьющимися волосами, темными «оленьими» глазами. Они обычно хрупкие и невысокие. Другой тип — высокие, белокожие, с каштановыми, иногда почти русыми волосами. Именно они считаются самыми красивыми по якутским канонам.

Два типа якутских красавиц. Справа - Мария Гущина, Мисс Якутия-2005, слева - Сардана Сыромятникова, Мисс Якутия-2006

Стиль одежды

В Якутске очень сильно влияние современной азиатской культуры , прежде всего аниме и K-поп (корейский жанр популярной музыки и выросшая из нее субкультура). Подростки, мальчики и девочки, часто красят волосы в нехарактерные цвета, носят цветные линзы, девушки надевают шапки со звериными ушками и мордочками, кеды на платформе, юбки-пачки, другую забавную одежду неизвестных марок. Иногда это все присутствует сразу, иногда — просто один-два элемента. Может быть, это связано с тем, что отдыхать мы чаще всего едем именно в Азию — Китай, Таиланд, Вьетнам, Корею, Японию.

Другая важная особенность — национальная одежда . Для Якутии это не маскарадный костюм, а такой же предмет гардероба, как, например, вечернее платье . Конечно, круглый год ее не носят, в основном — на Ысыах (традиционная встреча лета, самый массовый национальный праздник России, собирающий под открытым небом до 180 тысяч человек). За месяц до Ысыаха все местные ателье завалены заказами на халдаи — традиционные летние платья. Хотя последние больше надевают дамы в возрасте, молодые щеголяют в стилизованных, приталенных и подогнанных по фигуре, нарядах.

Якутки в традиционных платьях на праздновании Ыысаха

Национальные элементы в одежде — довольно обычная вещь . В повседневной жизни это могут быть футболки или летние платья с национальными принтами, женские сумки с якутскими узорами, реже — стилизованные жилеты или пальто в национальном стиле.

Например, идет по улице девушка в джинсах, а они заправлены в унты (зимняя обувь из оленьих лапок). Или в косу вплетена серебряная косоплетка с национальным орнаментом, или сумочка для телефона из кожи и меха. Не говоря про серьги, подвески-обереги или кольца.

Уход за собой

Про нас шутят, что здесь вечная мерзлота, в которой мы консервируемся и надолго хорошо сохраняемся . Часто так и бывает: смотришь на женщину и не понимаешь, сколько ей лет. На самом деле в плане ухода за собой мы особо не отличаемся от других россиянок, разве что в последнее время у нас больше популярна азиатская косметика — корейская, японская, китайская. С макияжем все достаточно экстремально: или девушка совсем не красится, или уж красится по полной программе, ярко. Натуральный макияж не в моде.

Якутки предпочитают яркий макияж

Поголовной европеизацией век, как, например, в Корее, у нас не увлекаются . С возрастными проблемами борются, как и везде: кремы, маски, уколы, подтяжки. В последние годы стали популярны «туры красоты» в Китай: раз в два-три месяца девушки специально летают на несколько дней в Пекин или в Харбин (в эти города у нас регулярные рейсы). Стрижка-покраска, маникюр-педикюр, наращивание ресниц, татуаж, спа, массаж, шопинг — говорят, что в итоге получается дешевле, чем в Якутске.

Теплая мода

За модой в Якутии следят и в целом мировым тенденциям следуют, по крайней мере в столице республики. Но это скорее касается лета или весны. Потому что у нас нет ни одного модного журнала или сайта, который рассказывал бы о том, как одеться зимой . То, что предлагают на зиму глянцевые издания, для нас — демисезон. Поэтому тут женщины ориентируются на свой вкус.

Зимняя мода возникает стихийно. Вдруг в какой-то момент все понимают, что в тренде меховые шапки-боярки, и начинают их носить. Потом их сменяют «якутянки» (высокие шапки с меховой оторочкой) или «монгольские» шапки с хвостами, на улицах появляются норковые рукавицы, рукавицы с национальным узором. Откуда берется это знание — загадка.

Меха везде считаются роскошью, но у нас они необходимость. В дубленке или пуховике в минус 50 можно перемещаться только короткими перебежками. Поскольку у нас шуба — необходимый предмет и, что ни говори, дорогой, ее стараются покупать надолго и отдают предпочтение классическим моделям. Большинство женщин выбирают шубы из меха норки или енота.

В Якутии без теплой шубы - никуда

Очень популярна национальная меховая обувь — унты. Настоящие якутские унты шьются из оленьих лапок и стоят дорого: от 25 до 40 тысяч . Есть и китайские «аналоги», которые делают из коровьих или конских шкур, получается дешевле примерно раз в 5—7 раз. Правда, китайские носятся год-два максимум и быстро вытираются, а настоящие оленьи унты служат очень долго.

Так выглядят якутские унты

Интересно, что китайцы очень быстро реагируют на все наши местные тенденции. На огромном рынке в Якутске они продают, например, псевдоякутские украшения из латуни.

Бриллианты и национальные украшения

Якутия — крупнейший поставщик алмазов в России, поэтому бриллианты — местный must have. Носить их считается уместным в любом возрасте и в любое время суток. Почти у каждой девушки есть бриллиантовые серьги, подвеска, колечко или просто сертифицированный камень в коробочке. Даже у девочек иногда можно увидеть крошечные сверкающие гвоздики в ушах.

Бриллианты считаются лучшим подарком на совершеннолетие, свадьбу и день рождения — благо выбор огромный, и можно найти камни на любой кошелек. Совсем крохотные будут стоить примерно 3—4 тысячи рублей. Пусеты c маленькими камнями — в пределах 10 тысяч рублей.

Национальные украшения пользуются огромным спросом . Современные якутские ювелиры делают прекрасные, актуальные и современно звучащие вещи. Многие носят их каждый день, сочетая, например, с обычным деловым костюмом, и это воспринимается абсолютно нормально. Интересная особенность якутских серег — снимающиеся подвески и открывающаяся вперед застежка, такую больше нигде не делают.

Национальные якутские украшения выглядят очень колоритно

Если я выезжаю куда-нибудь, то часто беру с собой парадный набор серебряных украшений, и всегда они пользуются невероятным вниманием. Когда надеваешь всю эту «сбрую», немедленно выстраивается целая очередь из желающих сделать с тобой селфи. При том что в Якутии в таком виде можно спокойно пойти, например, в театр, и это ни у кого не вызовет удивления или желания снять тебя на телефон. До революции такие наборы передавали по наследству по женской линии, но в советское время их не ценили, в лучшем случае — отдавали в музей. Мои родители их не сохранили, поэтому мне пришлось все купить самой: сдала серебряные ложки на вес и заплатила только за работу — есть такая услуга в ювелирных. Зато будет что дочери оставить».

Ты принадлежишь к одному из самых загадочных народов. Даже ученые точно не знают, откуда родом якуты и почему оказались так далеко на севере.

2. Ты говоришь на древнем языке, от которого произошли все тюркские языки. И пусть кто–то попробует тебя переубедить.

3. Якут упрям, его дитя еще упрямее. Иначе тут не выжить.

4. Якуты - лучшие охотники. Гринпис был бы в шоке, прочитай там кто–нибудь хотя бы рассказы Исая Никифорова для детей о том, какими способами можно охотиться.

5. Якуты - лучшие снайперы. Белку - в глаз, чтобы не портить шкурку.

6. У тебя богатое образное мышление и витиеватый ход мысли. Язык обязывает.

7. Олонхо - самый крутой народный эпос, признанный на уровне Юнеско. Даже "Аватар" - плагиат из олонхо.

8. Ты легко переносишь холод до –50 и жару до +40.

9. У якутов самое богатое конское убранство. Еще бы, ведь якутская лошадь - дар богов, у нее даже есть отдельное божество–покровитель в пантеоне якутских богов.

10. В твоей родословной обязательно упоминаются Тыгын и Эллэй, самые крутые якутские мужчины.

11. У тебя куча родственников в любом районе Якутии, в любой якутской деревне, а также в местах массового проживания выходцев из Якутии.

12. Якуты - это евреи Сибири.

13. Ты так сильно любишь мясо, что можешь есть его без особых кулинарных изысков, просто вареным с солью. Или даже сырым. И замороженным.

14. Ты так сильно любишь рыбу, что можешь есть ее без особых кулинарных изысков, просто вареной с солью. Или даже сырой. И замороженной.

15. Якутский язык настолько богат и красочен, что одно якутское слово на другой язык можно перевести с помощью десятка, а то и больше слов.

16. Некоторые якутские слова вообще нельзя точно перевести, тогда они переходят в другие языки и даже превращаются в научные термины, например: тукулан, булгуннях и т.д.

17. У многих якутов в роду были шаманы и удаганки. В твоем роду были самые сильные шаманы и удаганки. Да что там, ты сам шаман или удаганка!

18. У якутов есть свой Робин Гуд - национальный герой Манчаары. Любим и уважаем в народе не только за то, что защищал бедных и раздавал им деньги, отобранные у богатых, - он так сильно любил родину, что бежал из любой тюрьмы, лишь бы быть ближе к родным местам.

19. У тебя черные глаза и жесткие черные волосы, ты - настоящий саха.

20. У тебя каштановые волосы и зеленые глаза, ты - настоящий саха.

21. Вообще неважно, как ты выглядишь, если считаешь себя саха, ты - настоящий саха.

22. Ты гордишься Саха театром, известным во всем мире, даже если не был ни на одном спектакле.

23. Ты гордишься феноменом якутского кино, о котором пишут кинокритики, даже если не видел ни одного якутского фильма.

24. Якуты - самые лучшие хомусисты–виртуозы в мире. У многих народов есть варган, но только якуты исполняют на нем сольные и ансамблевые композиции.

25. Якуты - самые фанатичные фанатики. Только убежденные до фанатизма люди могут в одиночку возродить якутский хомус (Иван Алексеев–Хомус Уйбаан), пропагандировать якутскую кухню (Иннокентий Тарбахов), якутский костюм (Августина Филиппова), якутские орнаменты (Мандар Уус), якутскую музыку (Герман и Клавдия Хатылаевы).

26. Только в Якутии гнездится стерх - птица счастья.

27. Жанр мистического триллера и хоррора зародился у якутов задолго до Голливуда. Любой якут знает кучу историй про духов–иччи, леденящих кровь, Лавкрафт отдыхает.

28. Ты различаешь десятки оттенков белого цвета.

29. Многие считают якутов крутыми воинами со времен Орды. Пусть считают.

30. У якутских женщин самые богатые самобытные украшения из серебра.

31. Якуты - хорошие кузнецы и тонкие ювелиры, см. п. 30.

32. Американские индейцы произошли от якутов. Да вообще много кто от нас произошел, только они могут не знать об этом.

33. Никто не любит новостей больше якутов. Даже старинное приветствие означает буквально "рассказывай!" - "кэпсээ!"

34. Никто не пользуется ватсапом больше якутов, см. п. 33.

35. В Якутии есть своя северная Шамбала - горы Кисилях.

36. В Якутии есть свое лох–несское чудовище - в озере Лабынкыр.

37. Жизнь без интернета, воды и света? Легко! Многие у нас до сих пор так и живут. Зато в единении в природой.

38. Можно быть православным и язычником одновременно.

39. Якутия настолько огромна, что мало кто из ее жителей побывал во всех районах республики.

40. Все якуты хорошо поют. Стоит тебе сесть на быка, лошадь, железного коня, - ты тут же начинаешь петь.

41. Якуты - прекрасные импровизаторы. Запевалы осуохая могут петь часами, воспевая то, что видят и о чем думают на данный момент.

42. Ты многим кажешься загадочным, просто потому что молчалив.

43. Якуты обожают устанавливать рекорды Гиннесса - самый многолюдный осуохай, самый большой ансамбль хомусистов, самое массовое кумысопитие, самое большое замороженное молоко и т.д.

44. Только настоящий саха может летом в зной поехать на Булуус, самую большую наледь, поностальгировать по зиме.

46. Лучшее лето, по якутским представлениям: сенокос, огород, сбор грибов и ягод, в общем, отдых в трудах праведных.

47. Якут бывает недоволен, когда зимой недостаточно холодно: "В былые времена доходило до –60, а сейчас всего лишь –40!"

48. Истинный саха с детства приспособлен для выживания в тайге в одиночку.

49. У тебя может быть европейское имя, но ты всё равно его переиначишь на якутский лад.

50. Якутия - рай для палеонтологов и археологов. Вечная мерзлота сохраняет все артефакты со времен глубокой древности.

51. Если ты не любишь овощи, у тебя весомый аргумент на все случаи жизни: "Якут травы не ест".

52. Якуты сами охотно поддерживают стереотипы о себе: на работу ездят на собаках, а домой - на оленях, по улицам ходят белые и бурые медведи, алмазы и золото валяются на дороге.

53. У якутов своеобразное чувство юмора: "Алло, это баня? - Нет, это Болодя!"

54. Якутам удалось ввести в заблуждение фантаста Глуховского, он теперь убежден, что в Якутии зимой отличные дороги из песка и льда.

55. Хотя, может, это и не заблуждение, почти все дороги в Якутии из этого (см. п. 54) и сделаны.

56. Карьер "Мир" для добычи алмазов виден из космоса.

57. В детстве тебя ничуть не пугала избушка на курьих ножках - все дома в Якутии строятся на сваях из–за вечной мезлоты.

58. Якутский алфавит основан на кириллице, но букв в нем больше.

59. Якутская лошадь настолько сурова, что сама пасется зимой в –50, выкапывая корм из–под глубокого снега.

60. Якутская корова настолько сурова, что сама ходит на водопой зимой в –50.

61. Якутским коровам в холода надевают меховые лифчики на вымя.

62. В Якутии так холодно, что тут есть целых 2 полюса холода - в Оймяконе и Верхоянске.

63. Только в Якутии можно услышать "шёпот звезд" - шум от застывающего на морозе дыхания.

64. Речные скалы есть во многих местах, но только якуты добились внесения Ленских столбов в список наследия Юнеско.

65. Якут лаконичен до такой степени, что зеленый и синий цвета, а также их оттенки обозначает одним словом "күөх".

66. Якутский нож, сделанный в полукустарных условиях кузнецом–самоучкой, превосходит по своим качествам ножи известных раскрученных марок.

67. Лучший якутский деликатес - сырая замороженная печень жеребенка, порезанная якутским ножом на брусочки и посыпанная солью. Что может быть брутальнее?

68. Якутская эстрада - самая лирическая в мире. Все песни - про любовь.

69. Ты можешь жить в элитном доме, но втайне мечтаешь о деревянном доме на отшибе от всех. Это называется аласный патриотизм.

70. Ты знаешь ёмкое слово на все случаи жизни - "чэ". Его можно перевести как угодно в зависимости от ситуации: пошли, давай, старт, выпьем, закусим, бей, хватит и т.д.

71. В Якутии очень сильная школа вольной борьбы, созданная усилиями одного энтузиаста, - скромного учителя Дмитрия Петровича Коркина.

72. Все якуты хорошо рисуют. Работы якутских художников есть в частных и музейных коллекциях по всему миру.

73. Якуты обожают рассуждать на отвлеченные темы, это отражено даже в языке, различают баллыгырааhын, куолу, кураанах куолу, дойҕох и т.п.

74. Самые крутые механики, разбирающиеся в автомашинах "уаз–санитарка", живут в Якутии.

75. Любой якут умеет кормить огонь.

76. У якутов своя система национального многоборья, включающая стрельбу из лука, конные скачки, бег, прыжки, борьбу хапсагай, перетягивание палки, поднятие тяжестей и т.д.

77. Если ты победишь в соревнованиях по национальному многоборью на ысыахе, ты станешь легендой при жизни. А еще тебе подарят автомашину "уаз".

78. Только настоящий саха может целый год готовиться к национальному празднику ысыах, шить костюмы, три часа стоять в пробке, мокнуть под дождем или жариться под палящим солнцем, терпеть гнус, лишь бы встретить солнце на түһүлгэ.

79. Самый большой раздел википедии на национальном языке написан по–якутски.

80. Режиссер Алексей Балабанов был помешан на якутах, снимал о них фильмы.

81. Актер Саха театра Федот Львов, талантливо сыгравший роль в фильме "Орда", получил прозвище якутский Жан Габен - за самое красноречивое молчание в кадре.

82. Самый изысканный десерт якутской кухни сделал бы честь любому французскому ресторану - нежные сливки, взбитые с земляникой.

83. Только в Якутске можно начать копать колодец и внести свое имя в историю - шахта Шергина глубиной 140 м впервые подтвердила наличие вечной мерзлоты.

84. Только в Якутске есть институт мерзлотоведения.

85. Если когда–нибудь удастся клонировать мамонта, это будет якутский мамонт - большинство мамонтов найдены в вечной мерзлоте на территории Якутии.

86. Если якут живет вдали от родины, ему снится якутская зима - настоящая, как в сказке, с глубокими сугробами, деревьями, укутанными в иней, клубящимся паром от дыхания.

87. В Якутии самый вкусный воздух - морозный зимой, мутукча сыта (аромат новой хвои лиственницы) весной, дух свежескошенной травы летом.

88. Якуты никогда не гнались за богатством любой ценой. Богатым считался не тот, у кого много денег, а у кого много скота.

89. Только якуты предпочитают серебро золоту.

90. Проходя сквозь облако комарья и гнуса, якут благодарит судьбу и родную природу за то, что это всего лишь комары и мошки, а не мухи цеце.

91. Якутам нравится придумывать бренды - Полюс холода, праздник "Зима начинается с Якутии", северная Шамбала и т.д.

92. В Якутии богатая культура самобытного лоскутного шитья из кусочков меха, кожи и ткани. Многие изделия, созданные в такой технике, хранятся в музеях.

93. Из конского волоса создают не только махалки от комаров, но и шляпы, коврики, панно, картины, веревки, а также салама - обрядовую нить для ысыаха, для украшения, освящения и очищения пространства.

94. У якутов своя школа резьбы по кости с богатыми традициями.

95. Только в Якутске постоянно действует выставка Гохрана, где можно увидеть алмазы, самородки золота и платины, найденные в Якутии, а также произведения резчиков по кости, камню и ювелиров.

96. В Царстве вечной мерзлоты в Якутске снег и лед никогда не тают даже летом, можно полежать на ледяной кровати, выпить из ледяных бокалов, увидеть аналог музея мадам Тюссо, где все фигуры сделаны изо льда.

97. Лучшие скульпторы ледовых фигур живут, конечно, в Якутии. Они делают скульптуры не только из снега, льда, песка, дерева и камня, но и из балбаха - конского навоза.

98. Конечно, и недостатки у якутов есть. Любой якут скажет, что именно якуты - самые пьющие пьяницы, самые драчливые драчуны, самые борогозистые борогозы и самые мафиозные мафиози. Особенно нюрбинские. Или нет, верхневилюйские. Да нет, сунтарские.

99. Только у якутов развито разделение по улусам (районам), см. п. 98. Все якуты говорят на одном языке, но только земляк из родного улуса считается самым настоящим якутом.

100. Якуты очень скромные. Сейчас будут отрицать всё перечисленное в этом списке, говоря "наһаа дии!" - "это слишком!"

Самый характерный антропологический тип народа саха, который четко отличает его от окружающих народов. Тип, подмеченный Миддендорфом и Серошевским как наиболее стройный и внешне красивый. Ныне составляет от 30 до 50% среди расовых типажей саха. Характерные черты: нос с горбинкой, узкое овальное лицо, выступающий затылок, стройное телосложение (обычно среди данного типажа мало толстых людей). Встречаются повсеместно во всех улусах республики, нигде не составляя подавляющего большинства. При этом даже на севере их встречается не менее 20%. В центральных улусах есть наслеги, где таких людей очень много. Вообще, данный тип является коренным, чистым типом народа саха, который в последние столетия размывается европеоидными и северомонголоидными кровями, но все равно всплывает и не исчезает.

Также описание внешности саха от исследователя В. Стрижевского:

"Исследователь якутов В. Стрижевский подразделяет встречающиеся многочисленные разновидности якутов на три главные: группа с явными следами примеси русской крови; группа монголовидная, ближе всего стоящая к тунгусам, и собственно тюркская, якутская группа, сходство которой с индейцами северной Америки уже в свое время отметил Миддендорф. Смешения с иноплеменниками являются прежде всего следствием обычая якутов выбирать себе жен вне своего рода, или клана. Якут чистой расы имеет овальный облик лица, не высокий, но широкий и гладкий лоб с черными довольно большими глазами и чуть скошенными веками. Нос прямой, нередко с горбинкой; рот большой, зубы желтые, крупные; скулы умеренные; цвет лица смуглый, изжелта-серый или бронзовый. Волосы черные, прямые, жесткие; на лице и на других частях тела, где они вообще бывают у взрослых людей, растительности нет. Характернейшей чертой якутского лица является непропорциональное развитие средней лицевой части в ущерб лбу и подбородку. По внешности якут более похож на киргиза, чем на монгола. По росту он занимает среднее между тунгусом и местным русским. Руки длинные и тонкие, ноги короткие, кривые".

Вчера делала топ сексуальных мужчин,а сегодня пришел черед девушек.С кол-вом у меня не возникнет проблем,и по сему буду делать ГОРЯЧУЮ ДЕСЯТКУ.В топ войдут не только девушки,но и женщины,матери)Оцениваю внешние данные,востребованность в профессии и конечно же сексуальность.Итак,смотрим и завидуем белой завистью..;)

1. Мария Гущина.Завоевала такие титулы как "Мисс Виртульная Якутия 2005","Краса России 2005".Преподаватель агенства NY,любящая жена и мать.Обладательница самых роскошных,натуральных волос в Якутии:)

2. Сардаана Сыромятникова."Мисс Якутия 2006","Вторая вице-мисс России 2006".Одна из немногих якутских красавиц удостоенных такого высокого места на конкурсе "Мисс Россия".На данный момент работает юристом в банке.

3. Сардаана Корякина."Мисс Виртуальная Якутия 2004","Мисс Якутия 2005","Мисс национальный костюм" на конкурсе "Мисс Россия 2005".К сожалению из-за разногласия с оргкомитетом конкурса "МЯ" была лишена титула "МЯ 2005".Зеленоглазая красавица,светская персона,известна скандальным романом с Афанасием Максимовым.

4. Виолетта Иванова.Старший тренер по художественной гимнастике РС(Я),ученица школы Ирины Винер,светcкая львица.

5. Полина Протодьяконова."Мисс Виртуальная Якутия 2006",самая востребованная якутская модель в России и за рубежом.

6. Яна-Мария Ирназарова."Мисс Якутия 2008",финалистка МВЯ.

7. Евгения Гунина."Мисс Виртуальная Якутия 2011",бизнес-вумен.Первая блондинка выигравшая в МВЯ.Замечательная жена и мать.

Якуты (самоназвание саха ; мн. ч. сахалар ) – тюркоязычный народ, коренное население Якутии. Якутский язык принадлежит к тюркской группе языков. По результатам Всероссийской переписи населения 2010 года в России проживало 478,1 тыс. якутов, главным образом, в Якутии (466,5 тыс.), а также в Иркутской, Магаданской областях, Хабаровском и Красноярском краях. Якуты являются наиболее многочисленным (49,9 % населения) народом в Якутии и самым крупным из коренных народов Сибири в границах РФ.

Ареал распространения

Расселение якутов по территории республики крайне неравномерно. Около девяти их сосредоточено в центральных районах – в бывших Якутском и Вилюйском округах. Это две основные группы якутского народа: первая из них несколько больше по численности, чем вторая. «Якутские» (или амгинско-ленские) якуты занимают четырехугольник между Леной, ниж­ним Алданом и Амгой, таежное плоскогорье, а также прилегающее левобережье Лены. «Вилюйские» якуты занимают бассейн Вилюя. В этих коренных якутских районах сложился наиболее типичный, чисто якут­ский быт; здесь он в то же время, особенно на Амгинско-Ленском плато, лучше всего изучен. Третья, значительно меньшая группа якутов рас­селена в районе Олекминска. Якуты этой группы более обрусели, по своему быту (но не по языку) стали ближе к русским. И, наконец, последняя, самая малочисленная, но широко расселенная группа яку­тов – это население северных районов Якутии, т. е. басейнов рр. Ко­лымы, Индигирки, Яны, Оленека, Анабара.

Северные якуты отличаются совершенно своеобразным культурно- бытовым укладом: в отношении его они больше походят на охотничье-рыболовческие малые народы Севера, на тунгусов, юкагиров, чем на своих южных соплеменников. Этих северных якутов местами даже и называют «тунгусами» (например, в верховьях Оленека и Анабары), хотя по языку они якуты и сами себя называют саха.

История и происхождение

Согласно распространенной гипотезе, предками современных якутов является кочевое племя курыканов, жившее до XIV века в Забайкалье. В свою очередь, курыканы пришли в район озера Байкал из-за реки Енисей.

Большинство учёных полагает, что в XII-XIV веках н. э. якуты несколькими волнами мигрировали из области озера Байкал в бассейн Лены, Алдана и Вилюя, где они частично ассимилировали, а частично вытеснили эвенков (тунгусов) и юкагиров (одулов), живших здесь ранее. Якуты традиционно занимались скотоводством (якутская корова), получив уникальный опыт разведения крупного рогатого скота в условиях резко-континентального климата в северных широтах, коневодством (якутская лошадь), рыбной ловлей, охотой, развивали торговлю, кузнечное и военное дело.

Согласно якутским легендам, предки якутов сплавлялись вниз по Лене на плотах со скотом, домашним скарбом и людьми, пока не обнаружили долину Туймаада – пригодную для разведения крупного рогатого скота. Сейчас на этом месте находится современный Якутск. Согласно тем же легендам возглавляли прародителей якутов два предводителя Эллэй Боотур и Омогой Баай.

По археологическим и этнографическим данным, якуты сформировались в результате поглощения южными тюркоязычными переселенцами местных племен среднего течения Лены. Предполагают, что последняя волна южных предков якутов проникла на Среднюю Лену в XIV–XV веках. В расовом отношении якуты принадлежат к центральноазиатскому антропологическому типу североазиатской расы. По сравнению с другими тюркоязычными народами Сибири, они характеризуются наиболее сильным проявлением монголоидного комплекса, окончательное оформление которого происходило в середине второго тысячелетия нашей эры уже на Лене.

Предполагается, что некоторые группы якутов, например, оленеводы северо-запада, возникли сравнительно недавно в результате смешения отдельных групп эвенков с якутами, выходцами из центральных районов Якутии. В процессе переселения в Восточную Сибирь, якуты освоили бассейны северных рек Анабара, Оленька, Яны, Индигирки и Колымы. Якуты модифицировали оленеводство тунгусов, создали тунгусо-якутский тип упряжного оленеводства.

Включение якутов в состав Русского государства в 1620–1630-е годы ускорило их социально-экономическое и культурное развитие. В XVII–XIX веках главным занятием якутов было скотоводство (разведение рогатого скота и лошадей), со второй половины XIX века значительная часть стала заниматься земледелием; охота и рыболовство играли подсобную роль. Основным типом жилища был бревенчатый балаган, летним – сделанная из жердей ураса. Одежду шили из шкур и меха. Во второй половине XVIII века большая часть якутов была обращена в христианство, однако сохранялись и традиционные верования.

Под русским влиянием среди якутов распространилась христианская ономастика, почти полностью вытеснив дохристианские якутские имена. В настоящее время, якуты носят как имена греческого и латинского происхождения (христианские), так и якутские имена.

Якуты и русские

Точные исторические известия о якутах имеются, только начиная со времени их первого соприкосновения с русскими, т. е. с 1620-х гг., и присое­динения к Русскому государству. Якуты не составляли в то время единого политического целого, а делились на целый ряд независимых друг от друга племен. Однако родоплеменные отношения уже разлагались, и имелось налицо довольно резкое классовое расслоение. Царские воеводы и служи­лые люди использовали межплеменную рознь, чтобы сломить сопротивле­ние части якутского населения; они использовали также и классовые про­тиворечия внутри него, поведя политику систематической поддержки господствующего аристократического слоя – князьцов (тойонов), которых они и превратили в свою агентуру по управлению Якутским краем. С этого времени классовые противоречия среди якутов начали все более обо­стряться.

Положение массы якутского населения было тяжелым. Якуты вы­плачивали ясак соболиными и лисьими мехами, несли ряд других повин­ностей, подвергаясь вымогательствам со стороны царских служи­лых людей, русских купцов и своих тойонов. После неудачных попы­ток восстаний (1634, 1636–1637, 1639–1640, 1642 гг.), после перехода тойонов на сторону воевод якутская масса могла реагировать на притес­нения только разрозненными, изолированными попытками сопротивле­ния и бегством из коренных улусов на окраины. К концу XVIII в., в результате хищнического хозяйничанья царских властей, обнаружи­лось истощение пушных богатств Якутского края и его частичное запустение. Одновременно якутское население, по разным Причинам пере­кочевавшее из Ленско-Вилюйского края, появилось на окраинах Якутии, где ранее его не было: на Колыме, Индигирке, Оленеке, Анабару, вплоть до бассейна Нижней Тунгуски.

Но уже и в те первые десятилетия соприкосновение с русским народом оказало благотворное влияние на экономику и культуру якутов. Русские принесли с собой более высокую культуру; уже с середины XVII в. на Лене появляется земледельческое хозяйство; русский тип построек, русская одежда из тканей, новые виды ремесла, новые предметы обстановки и быта постепенно стали проникать в среду якутского населения.

Чрезвычайно важно было то, что с установлением русской власти в Якутии прекратились межплеменные войны и грабительские набеги тойонов, что раньше составляло большое бедствие для якутского населения. Было пресечено и своеволие русских служилых людей, не раз враждо­вавших между собой и втягивавших в свои распри якутов. Установив­шийся уже с 1640-х годов в Якутской земле порядок был лучше преж­него состояния хронической анархии и постоянных усобиц.

В XVIII в., в связи с дальнейшим продвижением русских на восток (присоединение Камчатки, Чукотки, Алеутских островов, Аляски), Яку­тия играла роль транзитного пути и базы для новых походов и освоения дальних «землиц». Приток русского крестьянского населения (особенно по долине р. Лены, в связи с устройством почтового тракта в 1773 г.) создавал условия для культурного взаимовлияния русского и якутского элементов. Уже в конце XVII и в XVIII в. среди якутов начинает, хотя вначале и очень медленно, распространяться земледелие, появляются дома русского типа. Однако количество русских поселенцев оставалось даже в XIX в. сравнительно небольшим. Наряду с крестьянской колонизацией в XIX в. большое значение имела отправка в Якутию ссыльно-поселенцев. Вместе с уголовными ссыль­ными, имевшими отрицательное влияние на якутов, во второй половине XIX в. в Якутии появились политические ссыльные, сначала народ­ники, а в 1890-х годах и марксисты, которые сыграли большую роль в культурном и политическом развитии якутских масс.

К началу XX в. в экономическом развитии Якутии, по крайней мере, центральных ее районов (Якутский, Вилюйский, Олекминский округа), наблюдались большие успехи. Был создан внутренний рынок. Рост эко­номических связей ускорял развитие национального самосознания.

Во время буржуазно-демократической революции 1917 г. движение якутских масс за свое освобождение развернулось глубже и шире. Оно вначале находилось (особенно в г. Якутске) под преобладающим руковод­ством большевиков. Но после отъезда (в мае 1917 г.) большинства полити­ческих ссыльных в Россию в Якутии одержали верх контрреволюционные силы тойонства, вступившего в союз с эсеровско-буржуазной частью рус­ского городского населения. Борьба за советскую власть в Якутии затянулась на долгое время. Только 30 июня 1918 г. власть советов была впервые провозглашена в Якутске, и лишь в декабре 1919 г., после ликвидации колчаковщины во всей Сибири, в Якутии окончательно установилась советская власть.

Религия

Быт их связан с шаманством. Возведение дома, рождение детей и многие другие аспекты жизни не проходят без участия шамана. С другой стороны, значительная часть полумиллионной популяции якутов исповедует православное христианство или вовсе придерживается агностических убеждений.

У этого народа есть своя традиция, до вступления в государство России они исповедовали «Аар Айыы». Эта религия предполагает веру в то, что якуты это дети Танара – Бог и Родственники Двенадцати Белых Айыы. Ещё с зачатия ребёнок окружён духами или как их называю якуты – «Иччи» а ещё есть небожители, которые тоже окружает ещё народившееся дитя. Религия задокументирована в управлении министерства юстиций РФ по республике Якутия. В 18 веке Якутия подверглась всеобщему христианству, но народ относится к этому с надеждой определённых религий от государства России.

Жилье

Якуты ведут родословную от кочевых племён. Поэтому живут в юртах. Однако, в отличие от монгольских войлочных юрт, круглое жилище якутов возводится из стволов небольших деревьев с конусообразной стланой кровлей. В стенах устраивается множество окон, под которым на разной высоте располагаются лежаки. Между ними устанавливаются перегородки, образующие подобие комнат, а в центре утраивается мазаный очаг. На лето могут воздвигаться временные берестяные юрты – урасы. А с XX века некоторые якуты селятся в избах.

Зимние поселения (кыстык) располагались вблизи покосов, состояли из 1-3 юрт, летние – у пастбищ, насчитывали до 10 юрт. Зимняя юрта (балаган, дьиэ) имела наклонные стены из стоячих тонких брёвен на прямоугольном бревенчатом каркасе и низкую двускатную крышу. Стены обмазывались снаружи глиной с навозом, крыша поверх бревенчатого настила устилалась корой и землёй. Дом ставился по сторонам света, вход устраивался в восточной стороне, окна – в южной и западной, крыша была ориентирована с севера на юг. Справа от входа, в северо-восточном углу, устраивался очаг (осох) – труба из жердей, обмазанных глиной, выходившая через крышу наружу. Вдоль стен устраивались дощатые нары (орон). Наиболее почётным был юго-западный угол. У западной стены находилось хозяйское место. Нары слева от входа предназначались для мужской молодёжи, работников, справа, у очага, – для женщин. В переднем углу ставились стол (остуол) и табуреты. С северной стороны к юрте пристраивался хлев (хотон), часто под одной крышей с жильём, дверь в него из юрты находилась позади очага. Перед входом в юрту устраивался навес или сени. Юрта была окружена невысокой насыпью, часто с заборчиком. У дома ставилась коновязь, часто украшенная резьбой. Летние юрты мало отличались от зимних. Вместо хотона поодаль ставились хлев для телят (титик), навесы и др. Встречалась коническая постройка из жердей, покрытых берестой (ураса), на севере – дёрном (калыман, холуман). С конца 18 века известны многоугольные срубные юрты с пирамидальной крышей. Со 2-й половины 18 века распространились русские избы.

Одежда

Традиционная мужская и женская одежда – короткие кожаные штаны-натазник, меховой набрюшник, кожаные ноговицы, однобортный кафтан (сон), зимой – меховой, летом – из конской или коровьей шкуры шерстью внутрь, у богатых – из ткани. Позднее появились тканевые рубахи с отложным воротником (ырбахы). Мужчины подпоясывались кожаным поясом с ножом и огнивом, у богатых – с серебряными и медными бляшками. Характерен женский свадебный меховой длинный кафтан (сангыйах), расшитый красным и зелёным сукном и золотым позументом; нарядная женская меховая шапка из дорогого меха, спускающегося на спину и плечи, с высоким суконным, бархатным или парчовым верхом с нашитыми на него серебряной бляхой (туосахта) и другими украшениями. Распространены женские серебряные и золотые украшения. Обувь – зимние высокие сапоги из оленьих или конских шкур шерстью наружу (этэрбэс), летние сапоги из мягкой кожи (саары) с голенищем, покрытым сукном, у женщин – с аппликацией, длинные меховые чулки.

Пища

Основная пища – молочная, особенно летом: из кобыльего молока – кумыс, из коровьего – простокваша (суорат, сора), сливки (кюэрчэх), масло; масло пили растопленным или с кумысом; суорат заготавливали на зиму в замороженном виде (тар) с добавлением ягод, кореньев и др.; из него с прибавлением воды, муки, кореньев, сосновой заболони и др. приготавливалась похлёбка (бутугас). Рыбная пища играла главную роль для бедняков и в северных районах, где не было скота, мясо употреблялось в основном богатыми. Особенно ценилась конина. В 19 веке входит в употребление ячменная мука: из неё делали пресные лепёшки, оладьи, похлёбку-саламат. В Олёкминском округе были известны овощи.

Промыслы

Основные традиционные занятия – коневодство (в русских документах 17 века Якуты назывались «конными людьми») и разведение крупного рогатого скота. За лошадьми ухаживали мужчины, за рогатым скотом – женщины. На севере разводили оленей. Скот держали летом на подножном корму, зимой в хлевах (хотонах). Сенокошение было известно до прихода русских. Якутские породы скота отличались выносливостью, но были малопродуктивны.

Было развито также рыболовство. Ловили рыбу в основном летом, но также зимой в проруби; осенью устраивалась коллективная неводьба с разделом добычи между всеми участниками. Для бедняков, не имевших скота, рыболовство было основным занятием (в документах 17 века термин «рыболов» – балыксыт – употребляется в значении «бедняк»), на нём специализировались также некоторые племена – так называемые «пешие Якуты» – осекуи, онтулы, кокуи, кирикийцы, кыргыдайцы, орготы и другие.

Охота была особенно распространена на севере, составляя здесь основной источник пропитания (песец, заяц, северный олень, лось, птица). В тайге к приходу русских была известна как мясная, так и пушная охота (медведь, лось, белка, лисица, заяц, птица и др.), в дальнейшем из-за снижения численности зверей её значение упало. Характерны специфические приёмы охоты: с быком (охотник подкрадывается к добыче, прячась за быка), конная гоньба зверя по следу, иногда с собаками.

Существовало собирательство – сбор сосновой и лиственничной заболони (внутренний слой коры), заготавливавшейся на зиму в сушёном виде, кореньев (сарана, чекана и др.), зелени (дикий лук, хрен, щавель), из ягод не употреблялась малина, считавшаяся нечистой.

Земледелие (ячмень, в меньшей степени пшеница) было заимствовано у русских в конце 17 века, до середины 19 века было развито очень слабо; его распространению (особенно в Олёкминском округе) способствовали русские ссыльные поселенцы.

Была развита обработка дерева (художественная резьба, раскраска ольховым отваром), бересты, меха, кожи; из кожи делали посуду, из конских и коровьих шкур, сшитых в шахматном порядке, – коврики, из заячьего меха – одеяла и др.; из конского волоса ссучивали руками шнуры, плели, вышивали. Прядение, ткачество и валяние войлока отсутствовали. Сохранилось производство лепной керамики, выделявшей Якутов среди других народов Сибири. Были развиты плавка и ковка железа, имевшие товарное значение, плавка и чеканка серебра, меди и др., с 19 века – резьба по мамонтовой кости.

Якутская кухня

Она имеет некоторые общие черты с кухней бурятов, монголов, северных народов (эвенков, эвенов, чукчей), а также русских. Способы приготовления блюд в якутской кухне немногочисленны: это либо отваривание (мясо, рыба), либо сбраживание (кумыс, суорат), либо заморозка (мясо, рыба).

Из мяса в пищу традиционно употребляется конина, говядина, оленина, пернатая дичь, а также потроха и кровь. Широко распространены блюда из сибирской рыбы (осётр, чир, омуль, муксун, пелядь, нельма, таймень, хариус).

Отличительной чертой якутской кухни является максимально полное использование всех компонент исходного продукта. Весьма типичным примером является рецепт приготовления карасей по-якутски. Перед приготовлением счищается чешуя, голова не отрезается и не выкидывается, рыба практически не потрошится, делается небольшой боковой надрез, через который аккуратно удаляется желчный пузырь, отрезается часть толстой кишки и прокалывается плавательный пузырь. В таком виде рыба варится или жарится. Аналогичный подход используется и по отношению практически ко всем остальным продуктам: говядине, конине и проч. Активно используются практически все субпродукты. В частности, большой популярностью пользуются супы из потрошков (ис миинэ), кровяные деликатесы (хаан) и т. д. Очевидно, такое бережливое отношение к продуктам – результат народного опыта выживания в суровых полярных условиях.

Конские или говяжьи ребра в Якутии известны под названием ойогос. Из замороженных мяса и рыбы делается строганина, которая употребляется в пищу с острой приправой из колбы (черемши), ложечника (подобие хрена) и саранки (луковое растение). Из говяжьей или лошадиной крови получается хаан – якутская кровяная колбаса.

Национальным напитком является популярный у многих восточных народов кумыс, а также более крепкий коонньоруу кымыс (или койуургэн ). Из коровьего молока готовят суорат (простокваша), кюэрчэх (взбитые сливки), кобер (масло, сбитое с молоком до образования густого крема), чохоон (или чехон – масло, сбитое с молоком и ягодами), иэдьэгей (творог), суумэх (сыр). Из муки и молочных продуктов якуты варят густую массу саламат.

Интересные традиции и обычаи народа Якутии

Обычаи и обряды якутов тесно связаны с народными верованиями. Им следуют даже многие православные или агностики. Структура верований весьма схожа с синтоизмом – каждое проявление природы имеет своего духа, а общаются с ними шаманы. Закладывание юрты и рождение ребёнка, заключение брака и погребение не обходится без камланий. Примечательно, что до недавнего времени якутские семьи были полигамны, каждая жена одного мужа имела собственное хозяйство и жилище. Видимо под воздействием ассимиляции с русскими якуты всё же перешли к моногамным ячейкам общества.

Важное место в жизни каждого якута занимает праздник кумыса Ысыах. Разные обряды призваны задабривать богов. Охотники славят Бая-Баяная, женщины – Айыысыт. Венчает праздник всеобщий танец солнца – осоухай. Все участники берутся за руки и устраивают огромный хоровод. Огонь обладает сакральными свойствами в любое время года. Поэтому каждая трапеза в якутском доме начинается с угощения огня – бросания в костёр пищи и орошение его молоком. Кормление огня – один из ключевых моментов любого праздника и дела.

Наиболее характерное культурное явление – стихотворные повести олонхо, которые могут насчитывать до 36 тысяч рифмованных строк. Эпос передаётся из поколения в поколение между мастерами-исполнителями, а совсем недавно эти повествования были внесены в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Хорошая память и высокая продолжительность жизни – одни из отличительных черт якутов. В связи с этой особенностью возник обычай, согласно которому умирающий пожилой человек призывает к себе кого-нибудь из молодого поколения и рассказывает ему обо всех своих социальных связях – друзьях, недругах. Якуты отличаются социальной активностью, даже несмотря на то, что их поселения представляют собой несколько юрт, расположенных на внушительном расстоянии. Основные социальные сношения происходят во время больших праздников, главным их которых выступает праздник кумыса – Ысыах.

Традиционная культура наиболее полно представлена амгинско-ленскими и вилюйскими Якутами. Северные Якуты близки по культуре эвенкам и юкагирам, олёкминские сильно аккультурированы русскими.

12 фактов про якутов

  1. В Якутии не так уж и холодно, как все думают. Почти на всей территории Якутии минимальная температура в среднем -40-45 градусов, которые не так уж и страшны, так как воздух очень сухой. -20 градусов в Питере будет пострашнее, чем -50 в Якутске.
  2. Якуты едят сырое мясо – жеребятину в замороженном виде, настроганное стружками или порезанное брусочками. Мясо взрослых лошадей тоже едят, но оно не настолько вкусное. Мясо это чрезвычайно вкусное и полезное, богатое витаминами и прочими полезными веществами, в частности – антиоксидантами.
  3. В Якутии также едят строганину – настроганное толстыми стружками мясо речной рыбы, в основном чира и омуля, больше всего ценится строганина из осетра и нельмы (все эти рыбы, за исключением осетра – из семейства сиговых). Всё это великолепие можно употреблять, макая стружки в солью с перцем. Некоторые делают также разные соусы.
  4. Вопреки распространенному мнению, в Якутии большинство населения никогда не видели оленей. Олени водятся в основном на Крайнем Севере Якутии и, как ни странно, в Южной Якутии.
  5. Легенда о ломах, становящихся хрупкими как стекло на сильном морозе – правда. Если при температуре ниже 50-55 градусов ударить чугунным ломом по твердому предмету – лом разлетится на куски.
  6. В Якутии прекрасно вызревают за лето почти все зерновые, овощи и даже некоторые фрукты. Например, недалеко от Якутска выращивают прекрасные, вкусные, красные, сладкие арбузы.
  7. Якутский язык относится к тюркской группе языков. В якутском языке очень много слов, начинающихся с буквы «Ы».
  8. В Якутии дети даже в 40-градусный мороз едят мороженое прямо на улице.
  9. Когда якуты едят медвежатину, они перед едой издают звук «Хук» или подражают крику ворона, тем самым как бы маскируясь от духа медведя – это не мы едим твоё мясо, а вороны.
  10. Якутские лошади – очень древняя порода. Они круглый год пасутся сами по себе без никакого присмотра.
  11. Якуты очень работящие. Летом, на сенокосе могут запросто работать 18 часов в день без перерыва на обед и после этого еще выпить вечером хорошенько и после 2 часов сна снова за работу. Могут работать 24 часа и после этого пропахать за рулем 300 км и там поработать еще часов 10.
  12. Якуты не любят, когда их называют якутами и предпочитают называться «саха».