Лукреция убивает себя. Лукреция, верная супруга, которую обесчестил сын тирана тарквиния гордого. Легенда о Лукреции

Лукреция, лат. - супруга Тарквиния Коллатина, которую обесчестил Секст Тарквиний, сын царя, что привело к свержению царской власти и провозглашению Рима республикой.

Римские историки считали Лукрецию исторической личностью, однако доказательств ее существования у нас нет (хотя рассказ о ней, возможно, содержит историческое ядро). Наиболее известное и цельное изложение этого события дано древнеримским историком Ливием в его «Истории Рима от основания города» (последние годы до н. э.).

Лукреция жила во времена Тарквиния Гордого - тирана на троне. Он пришел к власти насилием, не уважал традиционные обычаи и законы, принуждал своих подданных к унизительным работам, велел части населения выселиться из Рима и вообще всячески ущемлял личную свободу римлян. Объявив войну соседнему городу Ардее, Тарквиний Гордый требовал от своих воинов жесточайшей дисциплины, а сам в это время развлекался со своими друзьями, то и дело покидал армию, чтобы наведаться в Рим. Народ был недоволен, роптал, но терпел. Наконец, чаша его терпения переполнилась, последней каплей явился позорный поступок царского сына Секста.

Во время одной из частых пирушек в лагере под Ардеей, устроенной Секстом Тарквинием, завязался разговор о супругах, оставленных в Риме. Военачальники наперебой расхваливали достоинства своих жен, особенно их супружескую верность, и тогда один из них, Тарквиний Коллатин, предложил убедиться в этом собственными глазами. Оседлав коней, компания направилась в Рим, и то, что они там увидели, мягко говоря, удивило их. Знатные дамы весело проводили время в обществе кавалеров, привычных доказывать свое мужество не на поле боя, а в более приятных условиях. Одна только Лукреция, жена Коллатина, сидела дома у очага и пряла. Секст Тарквиний решил, что это ей даром не пройдет. Во время очередной своей отлучки в Рим он навестил Лукрецию в отсутствие ее мужа и попросил разрешения заночевать в ее доме. Ночью он попытался соблазнить ее, а так как Лукреция не поддавалась ни просьбам, ни угрозам, он овладел ею силой. Лукреция тут же послала за мужем и отцом, прося их приехать с двумя друзьями. Она рассказала им о происшедшем, заклиная отомстить за нее. «Осквернено мое тело, но сердце мое не знает за собой вины. Свидетельством этому будет моя смерть!» Тщетно ее утешали и уговаривали. «Пусть и в будущем не найдется женщины, которая захотела бы жить, лишившись своей чести!» Прежде чем Лукреции смогли помешать, она вонзила кинжал в свое сердце.


Весть о самоубийстве Лукреции облетела Рим и военный лагерь под Ардеей. Народ восстал: добровольцы окружили царский дворец, на Форуме сошлись жители города. Луций Юний Брут, друг Коллатина и свидетель самоубийства Лукреции, выступил от имени всех: он говорил о надменности царя и его семьи, об оскорблениях и унижениях римских граждан, о том, что с тиранией нужно покончить раз и навсегда. Римский народ лишил Тарквиния Гордого власти, изгнал его вместе с женой и сыновьями из города и упразднил титул царя на все времена. Вместо царя государство возглавили два выборных консула, Рим провозгласил себя республикой. Считается, что это произошло в 243 г. от основания Рима, т. е. в 510 г. до н. э.

Лукреция стала блистательным образцом нравственной силы и благородства римской (и не только римской) женщины и супруги; правда, образец этот чаще воспевают, чем ему следуют. Лукрецию воспели поэты многих народов и столетий, в том числе Овидий (во второй книге цикла «Фасты») и Шекспир («Лукреция», 1594).

Наиболее известные из многочисленных картин: «Самоубийство Лукреции» Дюрера и Кранаха Старшего (обе относятся к нач. 16 в.), «Тарквиний и Лукреция» Рубенса (1608-1614), Тициана (2-я пол. 16 в.), Тинторетто (16 в.), Верэйка (сер. 16 в., ранее приписывалась Массису, находится в картинной галерее Пражского Града), Биливерти (1-я пол. 17 в.).

Судьба Лукреции - благодарная тема для драматургии; достаточно напомнить об «Освобожденном Риме» Лессинга (1757) или «Римской Лукреции в Константинополе» Гольдони (1737), из современных произведений - о «Лукреции» Обея (1931), по которой в 1946 г. написал оперу Бриттен.


Фрагмент картины Питера Пауля Рубенса "Тарквиний и Лукреция", написанная около 1609 — 1611. Фото сделано мною в Эрмитаже 2 декабря 2014 года. Об истории картины .

Немного об истории, случившейся в стародавние времена и запечатлённой картине Рубенса, увиденной мною во время посещения Эрмитажа.

Оригинал взят у bubligum9000 в Лукреция

Лукреция легендарная фигура в истории Римской республики. Эту историю рассказал Тит Ливий и греческий историк Галикарнас (который жил в Риме во времена римского императора Цезаря Августа)

Похищение Лукреции. Тициан. 1571.

Лукреция - была из старинного рода Лукрециев её отец Спурий Лукреций Триципитин состоял в сенате при царе Тарквинии Гордом(VI век до н э.),а когда последний отправился на войну против Ардей,был назначен «хранителем города».
После свержения царя он остался в прежней должности.Триципитин председательствовал на народных собраниях в Древнем Риме, во время которых были избраны первые консулы.

По преданию Лукреция славилась,красотой и добродетелью она была женой римского патриция Луция Тарквиния Коллатина одиного из двух первых консулов Древнего Рима и родственником правящего римского царя Тарквиния Гордого.

Лукреция и Тарквиний.Симон Вуэ (1590— 1649).

В 509 до н. э. во время осады Ардей на пиру у старшего сына царя Секста Тарквиния вышел спор о достоинствах жен пирующих. Для того, чтобы разрешить спор, разгоряченные вином пирующие вскочили на коней и отправились по очереди в дом каждого. Лишь жену Коллатина Лукрецию застали за работой, в то время как жены остальных предавались забавам в кругу сверстниц.
На следующий вечер Секст вернулся в дом своего двоюродного брата Коллатина. Ночью, угрожая женщине оружием, он обесчестил её, после чего — скрылся. Тотчас Лукреция послала гонца к отцу Спурию Лукрецию Триципитину и мужу.
Когда они прибыли в сопровождении Луция Юния Брута и Публия Валерия, она поведала им о произошедшем, после чего покончила с собой.


Лукреция (ок. 1580) Паоло Веронезе

"Трагедия Лукреции», ок. 1500-1501, Сандро Боттичелли.В центре картины,граждане с обнаженными мечами,клянутся отомстить за смерть Лукреции.

Тело Лукреции вынесли на улицы, демонстрируя преступление царской власти. Подняв народ в Коллации восставшие устремляются в Рим. Там они также воодушевляют народ на борьбу, после чего принимается решение об изгнании царя.

Йорг Брой Elder - Самоубийство Лукреции 1528.

Тирания царя и злоупотребления его сыновей настроили против него все слои общества. Изнасилование Секстом Тарквинием добродетельной Лукреции стало последней каплей терпения: родственники Лукреции Луций Юний Брут и Публий Валерий Публикола внесли её тело на форум и убедили граждан изгнать царя и установить республиканское правление. Тарквиния Гордого не впустили в Рим, и он был вынужден с тремя младшими сыновьями искать убежище в Этрурии. Секст Тарквиний был убит во время восстания в Габии.



Питер Пауль Рубенс: Тарквиний и Лукреция

Из лагеря Ардеи осажденной
На черных крыльях похоти хмельной
В Колладиум Тарквиний распаленный
Несет едва горящий пламень свой,
Чтоб дерзко брызнуть пепельной золой
И тлением огня на взор невинный
Лукреции, супруги Коллатина.

Верна супругу! - Вот что в нем зажгло
Настойчивое, острое желанье...
Ведь Коллатину вдруг на ум пришло
Расписывать супруги обаянье,
Румянец щек и белизны сиянье,
И прелесть звезд, горящих на земле,
Как свет небесных звезд в полночной мгле.

Уильям Шекспир из поэмы "Лукреция"

А вот совершенно другой,интересный взгляд на эту историю;А.В.КОПТЕВ
Изгнание царей и "ритуал перехода" власти в раннем Риме.

Текущая страница: 28 (всего у книги 35 страниц)

Шрифт:

100% +

А жену Аполлония положили в гроб-сундук и бросили его в море. Перед нами – рассказ о «сундуке» с телом Озириса-Иисуса, брошенном в море.

Потом жена Аполлония воскресла. Это – Воскресение Христа. Хронисты путали Исиду с Христом.

Этим мы ограничимся.

ВЫВОД. Шекспировская драма «Перикл» основана на истории царя Ирода и его жены Иродиады, Девы Марии, Андроника-Христа. Добавлены путешествия Андроника-Христа по разным странам. Старинный текст переработан в светском духе. Освещение событий – достаточно уважительное. В то же время следы «отрицательного» анти-Евангелия здесь все-таки есть: например, намек на «развратность» Девы Марии.

4. Драма «Троил и Крессида»

Это произведение Шекспира рассказывает о нескольких важных эпизодах знаменитой Троянской войны. Согласно нашим результатам, речь идет о Крестовых Походах конца XII – начала XIII века. «Античная» Троя – это евангельский Иерусалим, нынешний Ерос, рядом с которым потом возник город Константинополь (Стамбул) на проливе Босфор. Анализ шекспировской драмы не добавляет ничего особенно нового к уже известным нам сведениям о Троянской войне, которые мы извлекли из других старинных источников, см. книги «Античность – это Средневековье» и «Начало Ордынской Руси». Так что нет поводов для более детального исследования данного произведения великого поэта.

ВЫВОД. Шекспировская драма «Троил и Крессида» посвящена событиям Крестовых Походов, то есть Троянской войне XIII века.

5. Драма «Лукреция»

Эта трагедия основана на «античном» сюжете, описанном также Ливием и Овидием. Суть дела такова (по Титу Ливию).

Несколько римлян, в том числе Секст Тарквиний и Тарквиний Коллатин, собравшись вместе, расхваливают своих жен. В пылу спора Коллатин говорит: Всего через несколько часов можно убедиться, что выше прочих его жена Лукреция. И действительно, в состязании жен первенство осталось за Лукрецией. Тут-то и охватывает Секста Тарквиния грязное желанье насилием обесчестить Лукрецию.

Несколько дней спустя, втайне от Коллатина, Секст Тарквиний прибыл в Коллацию. Он был радушно принят не подозревавшими о его замыслах хозяевами. После обеда его проводили в спальню для гостей, но, едва показалось ему, что все спят, он, распаленный страстью, входит с обнаженным мечом к спящей Лукреции, рис. 6.1, рис. 6.2. Он одолел ее непреклонное целомудрие и вышел, упоенный победой.

Рис. 6.1. Секст Тарквиний и Лукреция. Каньячи (Cagnacci, 1601–1681). Взято из , т. 5, вклейка между с. 368–369. В раввинской-иудейской версии – это насилие, учиненное римским солдатом Пандирой над Девой Марией


Лукреция, сокрушенная горем, посылает вестников в Рим к отцу и в Ардею к мужу. Они тут же приезжают. Лукреция восклицает: «Пусть никакой распутнице пример Лукреции не сохранит жизни!» Под одеждою у нее был спрятан нож, вонзив его себе в сердце, она падает мертвой, рис. 6.3–6.5.

Общая скорбь обращается в гнев, а Брут, призывающий всех немедленно идти войною на царскую власть, становится вождем. Тело Лукреции выносят из дома на площадь. Храбрейшие юноши, вооружившись, являются добровольно, за ними следует вся молодежь. Затем, под водительством Брута с оружием двинулись в Рим , т. 1, с. 60–62.

Начинается грандиозная Тарквинийская = Троянская война. Этот весьма известный сюжет мы подробно анализировали в книге «Царский Рим в Междуречье Оки и Волги», гл. 2. В раввинской-иудейской версии данное событие отразилось как насилие, совершенное над Девой Марией римским солдатом Пандирой (Партенос).

Рис. 6.2. Секст Тарквиний и Лукреция. Лука Джордано (Luca Giordano, 1632–1705). Взято из , т. 5, вклейка между с. 368–369

Рис. 6.3. Лукреция. Пальма Старший (Palma Venchio, якобы 1480–1528). Взято из , т. 5, вклейка между с. 368–369. Так преломленно изображали Деву Марию


Вот названия соответствующих разделов из нашей книги, дающие представление об открытом нами параллелизме.

♦ Оскорбление римской красавицы Лукреции Тарквиниями – это похищение Елены Прекрасной троянцами, главная причина Тарквинийской = Троянской войны XIII века.

♦ Дева Мария описана Ливием как римлянка Лукреция, затем как Ларенция и «Волчица» (воспитавшие Ромула и Рема), а также как Рея Сильвия (мать Ромула и Рема).

♦ Смерть Лукреции и окровавленный нож. Римский праздник Луперкалий в память Ларенции-Лупы и снова – окровавленный нож. Успение Марии Богородицы и пронзающие ее мечи. Кесарево сечение.

♦ Разрезание мечом некоего человеческого тела и его чудесное срастание во время Успения Марии Богоматери – это отражение Рождения Христа при помощи кесарева сечения.

Рис. 6.4. Лукреция. Тинторетто (Tintoretto, якобы 1519–1594). Взято из , т. 5, вклейка между с. 368–369

Рис. 6.5. Лукреция. Нидерландская школа, якобы 1530 год. Взято из , т. 5, вклейка между с. 368–369


♦ Почему в Евангелиях «нож-меч Лукреции-Марии» отразился иносказательно, а Ливий рассказал о нем вполне откровенно.

Версия Шекспира близка к версии Ливия и Овидия, поэтому ничего принципиально нового из его текста мы не узнаём.

ВЫВОД. Шекспировская трагедия «Лукреция» рассказывает о событиях конца XII – начала XIII века, о Деве Марии и «мечах, пронзивших Ее душу». См. икону «Семистрельная», рис. 2.37, и главу 2 настоящей книги.

6. Драма «Кориолан»

Это шекспировское произведение посвящено известному событию в истории «античного» Рима якобы V века до н. э. Оно опирается на текст Плутарха. Якобы в 491 году до н. э., вскоре после знаменитого изгнания царей из Рима, римляне изгнали также и Гая Марция Кориолана за то, что он предложил обусловить даровую выдачу хлеба голодающему народу отменой трибуната. Обиженный Кориолан решается пойти на Рим с войной. Однако, на подходах к Риму его встречают жена и мать, умоляющие пощадить Рим. Кориолан в конце концов соглашается. Вскоре его убивают.

Согласно нашим результатам, изгнание царей Тарквиниев – это еще одно отражение Троянской войны XIII века, куда примешались также некоторые сюжеты из эпохи раскола Великой = «Монгольской» Империи начала XVII века. См. книгу А.Т. Фоменко «Античность – это средневековье». Анализ шекспировской драмы не добавляет ничего нового к уже известным нам данным.

ВЫВОД. Шекспировская драма «Кориолан» повествует, в основном, о событиях Крестовых Походов XIII века, а также о некоторых сюжетах начала XVII века. То есть современных самому Шекспиру.

7. Трагедия «Тит Андроник»
7.1. Самая кровавая трагедия Шекспира

Эта трагедия, рассказывающая о событиях в «античном» Риме, занимает особое место в творчестве поэта. Во-первых, многие комментаторы сомневаются в авторстве Шекспира. Во-вторых, это, вероятно, самая мрачная и кровавая трагедия великого драматурга.

Первое сомнение в принадлежности «Тита Андроника» Шекспиру было высказано еще в XVII веке, а именно, драматургом Рэвенскрофтом в 1687 году. «Он утверждал, что "Тит Андроник" – старая пьеса, которую Шекспир только переделал… Многие из новейших критиков (в начале XX века – Авт.) продолжают держаться его теории, расходясь между собой только в том, что приписывают авторство драмы различным поэтам; одни считают «Тита Андроника» произведением Грина, другие – Марло, иные утверждают, что ее написал Пиль, и есть еще мнение, что названные три автора написали «Тита Андроника» сообща… Первое представление «Тита Андроника» относится к 5 января 1594 года. Называли также Нэша и Кида в качестве возможных авторов…

Теобальд, Фармер, Стивенс, Дрэк, Зингер, Дайс, Галам, Р. Кольридж и B.C. Уокер, отказываются признать какое-либо участие Шекспира в этой пьесе… Кэпель, Найт, Гервинус, Ульрици и многие другие немецкие критики приписывают "Тита Андроника" целиком Шекспиру…

Доказательства, что в "Тите Андронике" много заимствований из поэмы Пиля, слишком многочисленны, чтобы можно было воспроизвести их все здесь», с. 177–178.

Однако нам совершенно неважно – кто является подлинным автором данной трагедии. То обстоятельство, что сведения о происхождении пьесы очень зыбки, никак не появлияет на результаты нашего анализа. Нам важно здесь лишь то, что перед нами – старинный текст не ранее второй половины XVI века, пользовавшийся несомненным авторитетом и привлекавший к себе внимание многих. Следовательно, отражавший какие-то важные события прошлого.

Интересно, что, как сообщают комментаторы, «источник, из которого Шекспир мог почерпнуть фабулу "Тита Андроника", пока еще не открыт», с. 181. Мы поможем – укажем такой источник.

Далее, как уже говорилось, «Тит Андроник» считается очень «грубой и кровожадной пьесой», с. 180. И это действительно так. На страницах трагедии кровь льется рекой. Герои гибнут один за другим. Как писал А. Аникст по поводу этой драмы: «Четырнадцать убийств, тридцать четыре трупа, три отрубленные руки, один отрезанный язык – таков инвентарь ужасов, наполняющих эту трагедию».

Комментаторы считают такую «кровожадность» свидетельством незрелости поэта, либо же отражением варварских вкусов той далекой эпохи. Пишут так: «"Тит Андроник" пропитан кровожадным вкусом того времени», с. 183. Однако, как мы обнаружим, объяснение в ином – такова была подлинная действительность, отразившаяся на страницах Шекспира. Дело в том, что, как оказывается, Шекспир рассказывает здесь на самом деле о кровавом мятеже конца XII века в Царь-Граде, приведшем к свержению и казни императора Андроника-Христа. А этот мятеж был действительно исключительно жестоким.

Вкратце опишем результаты нашего исследования «Тита Андроника».

7.2. Краткое содержание трагедии

По мнению историков, события, описываемые Шекспиром, происходили «в глубочайшем прошлом».

Действие разворачивается в «античном» Риме. В столицу, во главе войска, с триумфом возвращается почтенный римлянин Тит Андроник, победивший многих врагов Рима. Его избирают римским цезарем, то есть царем Рима. Однако этому противится римлянин Сатурнин, желающий сам стать царем, императором Рима. Тит Андроник ведет за собой большую группу пленных во главе с готской царицей Таморой (Тамарой?). Вместе с ней ведут ее сыновей Аларба, Хирона, Деметрия, а также мавра Аарона, любовника царицы Таморы.

Тит Андроник приносит в жертву Аларба, сына Таморы. Царица молит Тита Андроника о пощаде, но тот неумолим, поскольку в битве с готами пали его собственные сыновья. В их память он и собирается казнить сына плененной властительницы. Приказ исполнен, Аларб казнен, царица Тамора и все остальные плененные готы окончательно возненавидели Тита Андроника.

Плохой Сатурнин оспаривает права Тита Андроника на римский престол, призывает своих сторонников к мятежу против него. И тут благородный Андроник неожиданно отрекается от власти, и якобы по доброй воле предоставляет трон Сатурнину. Тот поблагодарил, однако на самом деле затаил злобу против Андроника и вскоре она прорвется наружу.

У Андроника есть дочь, красавица Лавиния, рис. 6.6, а у нее – жених Вассиан. Сатурнин предлагает Андронику породниться и хочет взять в жены Лавинию, сделать ее императрицей. Андроник соглашается. Но тут возмущенный Вассиан заявляет свои права на невесту и уводит ее с собой. Возмущенный Андроник собирается силой вернуть обещанную Лавинию Сатурнину, однако на его пути становится его собственный сын Муций, защищающий Вассиана и Лавинию. Андроник, не владея собой, в гневе убивает Муция. Все потрясены.

Рис. 6.6. Английская актриса XVIII века Уэльс (M-rs Wells) в роли Лавинии. Английский художник Гамильтон (W. Hamilton, R.A., 1751–1801). Взято из , т. 5, с. 195


Сатурнин, взбешенный потерей Лавинии, тут же берет себе в жены готскую царицу Тамору, которая, как было уже сказано, ненавидит Андроника. Таким образом, против Андроника складывается союз Сатурнина, Таморы, ее соплеменников готов и мавра Аарона.

В следующей сцене появляются Вассиан с Лавинией, ставшие мужем и женой, а также – Сатурнин с женой Таморой, ее сыновьями и мавром Аароном. Сатурнин источает гнев против семейства Андроника, однако хитрая Тамора советует ему скрыть подлинные чувства и изобразить уважение к Андронику и его детям. Сатурнин так и поступает. На словах он прощает Вассиана и Лавинию. Андроник успокаивается и приглашает Сатурнина со свитой на охоту, чтобы порадовать всех.

В это время коварный мавр Аарон подстрекает сыновей царицы Таморы – Хирона и Деметрия, влюбленных в Лавинию, – силой овладеть ею во время предстоящей царской охоты. Придумав коварный план, Аарон зарывает в землю под деревом мешок с золотом. Затем он советует появившейся царице Таморе затеять спор с Вассианом, чтобы ее сыновья, воспользовавшись словесной стычкой, убили Вассиана.

Так и происходит. Когда Тамора с сыновьями встречает на охоте Вассиана с Лавинией, Тамора обвиняет Вассиана. Тот возмущен и его, естественно, поддерживает жена Лавиния. В ответ Хирон и Деметрий убивают Вассиана, хватают Лавинию, рис. 6.7, насилуют ее, а чтобы она никому ничего не рассказала, отрезают женщине язык и отрубают обе руки.

Затем они, с помощью хитрого Аарона, изображают дело так, будто бы несчастный Вассиан был убит сыновьями Тита Андроника. Для этого обмана используется мешок с золотом, зарытый под деревом Аароном (детали мы опускаем). Обман полностью удается. Окружающие потрясены мнимым преступлением, в то время, как подлинное скрыто. Марция и Квинта – двух ни в чем неповинных сыновей Андроника – хватают, связывают и ведут на казнь. Андроник умоляет пощадить сыновей. Все напрасно!

Далее Аарон развивает интригу. Он является к Андронику и сообщает, что Сатурнин готов помиловать сыновей Тита, если получит в качестве выкупа отрубленную руку либо самого Андроника, либо кого-нибудь из двух оставшихся на свободе его сыновей. На самом же деле Аарон сознательно обманывает Тита, поскольку казнь сыновей Тита уже окончательно предрешена.

Доверчивый Андроник соглашается пожертвовать своей рукой. Аарон с удовлетворением отрубает ему руку. Затем удаляется с этим окровавленным обрубком.

Рис. 6. 7. Похищении Лавинии. Английский художник Вудфорд (S. Woodforde, R.A., 1764–1817). Взято из , т. 5, с. 197


Вскоре к Андронику прибывает гонец, несущий две отрубленные головы сыновей Тита и его руку, отосланную Сатурнином с презрением назад. Андроник, его сыновья и Лавиния потрясены. Тит – на грани сумасшествия, рис. 6.8.

Наконец, Лавинии удается сообщить отцу и братьям имена осквернителей-насильников. Она пишет тростью на песке, придерживая трость зубами и остатками рук. Андроник и сыновья воспылали местью. Они берут луки и посылают стрелы с грозными посланиями прямо во дворец Сатурнина. Тот объявляет Андроника с сыновьями – мятежниками и безумцами. Луций, сын Андроника, собирает войско готов и ведет его на Рим, чтобы свергнуть плохого императора Сатурнина. Сначала готы берут в плен коварного Аарона, виновника всех бед.

Рис. 6.8. Тит Андроник и лишенная языка Лавиния. Рисунок Джильберта. Взято из , т. 5, с. 203


В это время Андроник, прикинувшись «ничего не понимающим», и успокоивший тем самым врагов, внезапно захватывает двух сыновей Таморы, насильников Лавинии, – Хирона и Деметрия. По приказу Тита их убивают. Лавиния собирает их кровь. Кости истолкли, смешали с кровью, а отрубленные головы запекли в тесте, изготовили «пирог с мясом».

Тит, изобразив слабоумие, приглашает цезаря Сатурнина с Таморой на пир. Те соглашаются и, ничего не подозревая, успокоенные, являются к Андронику. На стол ставят блюда, начинается пиршество. Вскоре Андроник заявляет, что его обесчещенной дочери не пристало далее жить, и собственноручно, на виду у всех, убивает Лавинию. Сатурнин поражен, но Тит объясняет ему, что Лавинию изнасиловали и изуродовали сыновья Таморы. Сатурнин требует привести их, дабы наказать, на что Тит сообщает, что «они уже здесь», в том пироге, который только что с удовольствием съела Тамора, их мать. Произнеся это, Тит закалывает Тамору. В ответ Сатурнин убивает Андроника. Тут же Луций, сын Тита, сражает Сатурнина. Всеобщее смятение. Сторонники Андроника вводят безбожного Аарона. Луций отдает приказ казнить Аарона, причем казнить жестоко. Приказ исполняется.

Конец трагедии.

На первый взгляд, здесь мало похожего на историю императора Андроника-Христа. Однако такое впечатление складывается лишь потому, что мы пересказали большой сюжет слишком сжато, следуя тем внешним «эффектам», которые выделены самим Шекспиром. Но, будучи поэтом, он часто обращал первостепенное внимание на вторичные, мелкие обстоятельства, заслоняющие суть дела.

Повторим простую, но важную мысль. При анализе старинных текстов всегда следует добираться до их «скелета», обнаруживать «костяк» рассказа. Этому мешают мелкие эмоциональные подробности (иногда выдуманные), вносимые летописцами и писателями «для оживления». Литературные произведения, как и многие летописи, можно сравнить с лиственными деревьями, украшенными пышными кронами. «Скелет дерева», то есть ствол и ветви, скрыты под множеством листьев. Каждый из них невелик, но их много, в потому ствол и ветви просматриваются с трудом. И нужно очистить «дерево» от «листвы», чтобы наружу проступил «скелет повествования». Именно для этого и разработана методика анкет-кодов, см. книгу А.Т. Фоменко «Критика и методы хронологии».

Поэтому пройдемся еще раз по рассказу Шекспира, привлекая к анализу уже известные нам отражения истории Андроника-Христа в других старинных текстах.

7.3. «Скелет» параллелизма

Забегая вперед, сразу предъявим наложение «античных» шекспировских персонажей на реальные средневековые.

– Хороший Тит Андроник – это император Андроник-Хрис-тос, он же русско-ордынский князь Андрей Боголюбский.

– Хорошая Лавиния, дочь Ашдроника, – это Мария Богородица, мать Христа. Причем ее история изложена Шекспиром очень близко к рассказу об изнасилованной римлянке Лукреции (а это – дубликат истории Девы Марии).

– Плохой Сатурнин – это Исаак Ангел, родственник Андроника, свергнувший его с престола.

– Коварный и хитрый мавр Аарон – это Иуда Искариот, предавший Христа.

– Мешок с золотом, спрятанный Аароном и сыгравший роковую роль в драме Тита Ашдроника, – это знаменитые тридцать сребренников Иуды.

– Коварная царица Тамора – это жена князя Андрея Боголюбского, примкнувшая к заговору против него.

– Готы, пришедшие в Рим и отомстившие за Тита Андроника, – это ордынцы-крестоносцы, осадившие и завоевавшие Царь-Град (евангельский Иерусалим), мстители за распятого Андроника-Христа.

– Отрубленная рука Тита Андроника – это отрубленная рука Андроника-Христа.

– Лук Андроника-Христа и лук Тита Андроника.

– Рим, описанный Шекспиром, – это евангельский Иерусалим, он же древний Царь-Град на Босфоре, он же Троя. Сегодня это – заброшенная крепость Ерос недалеко от Стамбула.

– Множество кровавых событий, перечисленных Шекспиром, – это отражение кровавого мятежа в Царь-Граде, организованного Исааком Ангелом для свержения Андроника-Христа.

Отметим любопытное обстоятельство. В данной трагедии нет и следа анти-Евангелия. Тит Андроник и Лавиния представлены явно положительно. Этим трагедия «Тит Андроник» выделяется на фоне остальных произведений Шекспира, в которых рассказывается об Андронике-Христе. Наверное, действительно, как и предполагают многие комментаторы, шекспировский рассказ о Тите Андронике восходит к какой-то старинной рукописи, лишь слегка обработанной поэтом. В этом (не сохранившемся) тексте император Андроник-Христос был очерчен положительно, без элементов скепсиса или издевки.

7.4. Тит Андроник – это Андроник-Христос

♦ ИМЯ АНДРОНИК. – Отметим, что главный герой драмы носит имя «Тит АНДРОНИК», что сразу воспринимается как намек на возможное соответствие с императором АНДРОНИКОМ Комниным. А почему ТИТ? Дело в том, что ТИТ может быть легким искажением имени ДАУД (переход Т-Д), то есть Давид. А в книге «Царь Славян», гл. 8, мы уже объяснили, что ДАВЫД или ДАВИД, ДАУД – было одним из имен Андроника-Христа. Следовательно, шекспировская трагедия может рассказывать о Давыде Андронике Комнине. Он же – Андрей Боголюбский. Как мы увидим, повествование Шекспира близко как к «античной» римской и византийской версии, так и к русско-ордынской. Однако удалено от евангельской.

Кстати, Шекспир сообщает про Тита Андроника, что «за его великие заслуги получено от римлян имя Пия», с. 184. Но ведь ПИЙ означает, по-латински, «благочестивый» (pie = благочестиво ). Прекрасно согласуется с именем БОГОЛЮБСКИЙ, которым называли князя Андрея. Повторим, что подобные лингвистические наблюдения сами по себе ничего не доказывают, и могут быть полезны лишь как наводящие соображения.

♦ АНДРОНИК – ЦАРЬ, ИМПЕРАТОР. – В самом начале трагедии говорится, что Тит Андроник избран римлянами царем, императором Рима.

«(Наверху показывается Марк Андроник (брат Тита – Авт.) с короною в руках).

Марк Андроник:… Узнайте: римским цезарем народ, что представляем нами – избирает Андроника того единогласно, кем за его великие заслуги получено от римлян имя Пия, достойнейшего мужа и бойца храбрейшего… Сенатом он с войны отозван трудной, которую ведет он против готов… Вернулся в Рим Андроник добрый, Тит прославленный, в расцвете славы ратной…

Военачальник:… Андроник добрый, охрана добродетели и лучший воитель наш… со славою из тех вернулся стран, где он провел мечом своим границу и наложил на недругов ярмо», с. 184–186.

♦ ПОЖИЛОЙ ЧЕЛОВЕК. – Согласно Шекспиру, Тит Андроник – пожилой человек. Вот что говорит сам о себе Тит: «Нужна для тела славного глава получше той, которая трясется от слабости и лет… Рим, за тебя я бился сорок лет… Из сыновей я двадцать одного похоронил», с. 187. Далее, Аарон говорит про него: «Старый Тит», с. 203.

Далее, в книге «Царь Славян», гл. 4, мы привели старинную русскую мозаику, изображающую апостола Андрея Первозванного. Здесь святой Андрей, то есть Иисус Христос, представлен пожилым человеком, с длинными седыми волосами. Этот факт хорошо согласуется с тем, что князь Андрей Боголюбский дожил до зрелого возраста и погиб, когда ему было 63 или 65 лет. Сегодня общепринято, что возраст Христа был 30–33 года. Но в Евангелиях содержатся указания на то, что разные авторы оценивали возраст Христа либо в 33 года, либо около 50 лет: «Тебе нет еще пятидесяти лет» (Иоанн 8:57). С этим хорошо согласуются и «слова Никиты Пафлагона об апостоле Андрее:… "Муж, блаженнейший по долголетию и протяженности жизни, совершил труд Христов и сам, уже ДОСТИГНУВ ГЛУБОКОЙ СТАРОСТИ, желал освободиться от измученного трудами тела"». Цит. по , кн. 1, с. 267.

♦ МЯТЕЖ СОПЕРНИКА ПРОТИВ АНДРОНИКА. – По Шекспиру, права Тита Андроника на римский престол были яростно оспорены Сатурнином, сыном предыдущего римского императора.

«Сатурнин: Явите справедливость мне, римляне. Мечи вы обнажите, патриции, и не влагайте их, покуда я не буду император. О, лучше бы сошел Андроник в ад, чем у меня отнять сердца народа», с. 188.

Как мы уже знаем из царь-градской истории императора Андроника Комнина, против него восстал Исаак Ангел. Он организовал мятеж, сверг и казнил Андроника в 1185 году.

Шекспир в общем говорит то же самое, однако в одном месте смещает акценты. По мнению поэта, Тит Андроник, увидев, что Сатурнин рвется к власти, решает сам уступить ему римский престол и добровольно отрекается от царского титула.

«Тит: Благодарю, трибуны, и прошу, чтоб избран был принц Сатурнин. Он старший сын цезаря… Да здравствует наш цезарь Сатурнин», с. 188. Уважая выбор Тита Андроника, римский народ соглашается, и Сатурнин становится императором.

Таким образом, шекспировская версия, при всем своем негативном отношении к плохому Сатурнину, снимает с него обвинение в противозаконном мятеже против императора Ашдроника. Дескать, Тит сам отдал власть.

♦ ОТРУБЛЕННАЯ РУКА. – Ярким сюжетом в истории императора Ашдроника-Христа является его отрубленная правая рука, см. книгу «Царь Славян». Руку ему отрубили во время издевательств перед казнью.

Как и следовало ожидать, подчиняясь логике обнаруженного нами параллелизма, Шекспир тоже упоминает об этом. Причем это – один из самых впечатляющих его рассказов. На Тита Ашдроника одно за другим обрушиваются несчастья. Он – в опале. Изнасилована и изуродована его дочь Лавиния. Два сына Тита – Марций и Квинт – несправедливо обвинены в убийстве Вассиана. Тит Андроник пытается их спасти. И тут появляется коварный Аарон (как мы увидим, это – Иуда Искариот) со словами:

«Мой повелитель цезарь, Тит Андроник, велел сказать; когда сынов ты любишь – пусть Луций, Марк, иль сам ты, старый Тит, любой из вас себе отрубит руку и цезарю пошлет ее. Взамен он отошлет сынов твоих живыми. В том состоит за преступленье выкуп.

Тит: О, добрый Цезарь! Кроткий Аарон!.. От всей души готов послать я руку; будь добр, ее мне помоги отсечь!.. Помоги мне своей рукой: взамен бери мою.

Аарон (про себя): Когда обман – такое дело, честным останусь я, и так не обману, покуда жив. Я обману иначе, и ты о том чрез полчаса узнаешь. (Отрубает руку Титу)», с. 203–204.

Небольшое расхождение двух версий лишь в том – какую именно руку отрубили: правую или левую. Как мы показали в книге «Царь Славян», у Христа была отрублена правая рука. Шекспир же считал, что отрубили левую: «Лишь правая рука осталась мне, чтоб грудь терзать». От горя обезумев…», с. 205.

♦ СТРАДАНИЯ АНДРОНИКА. – Согласно Никите Хониату, император Андроник перед казнью перенес невероятные издевательства и избиения. Аналогично, Евангелия сообщают о страданиях Христа после ареста и перед распятием.

В полном соответствии с этим, Шекспир подробно перечисляет бедствия, обрушившиеся на Тита Андроника. Удар следует за ударом. С вершины власти Тит неизвергается в пучину страданий. Его преемник на царском престоле всячески измывается над Титом Андроником. Казнены два его сына. Дочь изувечена и изнасилована. Тит на грани безумия. Стоит отметить, что постоянно звучит тема отрубленной руки Тита Андроника. Видно, что этому придавали значение.

«(Входит вестник, несущий две головы и руку).

Вестник: Андроник славный! Дурно заплатили за доблестную руку, что послал ты цезарю. Вот головы достойных твоих сынов, а вот твоя рука отослана с презрением обратно. Смешна им скорбь, смешна твоя решимость. Мысль о твоих страданьях – мне больней, чем о родном отце воспоминанье», с. 204–205.

Марк, брат Тита, восклицает:

«Прощай, самообман! Умри, Андроник. Нет, ты не спишь. Вот головы сынов и храбрая рука твоя, и дочь страдалица, и третий сын изгнанник, что поражен таким ужасным видом… Нет, скорбь твою я сдерживать не стану. Рви седину сребристую свою, зубами грызи другую руку…

Луций: Прости, отец мой, доблестный Андроник, несчастнейший из всех, кто в Риме жил», с. 205.

И далее, снова об отрубленной руке Андроника: «Луций: Проклятый Деметрий и Хирон убили брата цезаря, и нашей сестре они бесчестье нанесли. За их вину казнили наших братьев, презрели слезы нашего отца И ДОБЛЕСТНОЙ РУКИ ЛИШИЛИ ГНУСНО», с. 224.

♦ АНДРОНИК УБИТ. – В конце трагедии хороший Тит Андроник убит плохим Сатурнином, захватившим власть в Риме. «Сатурнин: Умри, злодей, за свой проклятый грех! (Убивает Тита)», с. 224.

Это соответствует казни императора Андроника-Христа по приказу Исаака Ангела, устроившего мятеж против Андроника в Царь-Граде.

Дата создания: 1666 год.
Тип: картина маслом.
Жанр: историческая картина.
Местонахождение: Институт искусств Миннеаполиса, США.

Синопсис

Эта картина – одна из последних крупных работ Рембрандта. Печальное полотно иллюстрирует мучительную смерть Лукреции, приведшая к восстанию и дальнейшему становлению Римской республики, и демонстрирует мастерство работы автора со светотенью, придающей трехмерной реалистичности главной героине. Такая манера создавать освещение, безусловно, позаимствована у Караваджо и его последователей.

Эмоциональной силы картине придают выразительные глаза и выражение лица добродетели Лукреции. Психологически напряженное «Самоубийство Лукреции » полностью оправдывает статус Рембрандта, как одного из лучших голландских реалистов.

История картины

Трагедия Лукреции – примерной жены Луция Тарквиния Коллатина началась, когда женщина вступила в контакт с сыном Тарквиния Гордого, жестокого этрусского царя Рима. Секст Тарквиний, угрожая оружием и расправой над семьей Лукреции обесчестил несчастную, так как та, испугалась смерти близких, скандалов и позора сделав все, что хотел сын царя. Но затем, она рассказывает о произошедшем своему мужу и отцу, после чего, получив их клятву мести, Лукреция заколола себя до смерти. Согласно книге истории Ливии в Риме, после самоубийства женщины, была свергнута монархия.

Самоубийство Лукреции

Для того, чтобы сфокусировать внимание зрителя исключительно на психологических аспектах, Рембрандт лишает композицию любых отвлекающих деталей и факторов. Кроме того, в отличие от большинства картин на эту тему, в которых Лукреция изображена обнаженно, что придавало эротический подтекст к работам, Рембрандт «одевает» героиню в богатые дворянские одежды. Мрачное настроение и пущей выразительности драматичному положению придает темный и глубокий фон. Чтобы успокоить себя, Лукреция хватается за шнур занавеса – символического изображения конца ее жизни.В момент, захваченный в картине, героиня уже пронзила себя и вытащила кинжал, кровь начинает просачиваться через ее платье. Линия, продлевающая кинжал, цепи, веревки и складки одежды пересекаются в месте смертельной раны. Ее темные глаза наполнены печалью, а бледное лицо свидетельствует о приближающейся смерти. Поза Лукреции и ее выражение лица поразительно напоминает работу «Давид с головой Голиафа », авторства Караваджо. Не исключено, что Рембранд видел оригинал или копию этой работы, что вдохновило его на создание столь мрачного полотна.